Главная / Видео / Пленный солдат покинул Азербайджан, но в Армению не вернулся

Пленный солдат покинул Азербайджан, но в Армению не вернулся

Мать армянского солдата Акопа Инджигуляна, который с августа 2013-го находился в азербайджанском плену, поговорила с ним по телефону, когда он был на пути в третью страну. По словам Гаянэ Инджигулян, на тот момент сын не знал, где именно ему предоставят убежище. Сегодня, в понедельник, стало известно, что Инджигулян находится в Румынии.

“Мы говорили всего две минуты, и он не знал куда его везут. Сын только передал, что с ним все нормально, проблем со здоровьем нет”, — сообщила мать (на фото справа) в телефонном разговоре с корреспондентом Epress.am.

По ее словам, пока не ясно, решит Акоп остаться в третьей стране или предпочтет вернуться в Армению. Она также не знает, позволят ли представители Красного Креста, при посредничестве которого пленный покинул Азербайджан, отправиться семье на встречу с сыном.

После попадания карабахского солдата в плен, в Армении по факту невозвращения рядового на боевые позиции было возбуждено уголовное дело, но военные чиновники пообещали, что не станут преследовать солдата. Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян заявил тогда, что “итоги предварительного следствия позволяют утверждать, что в действиях Акопа Инджигуляна отсутствует состав преступления”.

“Было обосновано и доказано, что он оказался на контролируемой противником территории исключительно после того как заблудился, и в случае возвращения на родину уголовное преследование в отношении Инджигуляна не будет осуществляться”, – отметил он.

Через день после пленения, 9 августа, первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян принял делегата Международного комитета Красного Креста Драгану Ранкович. Тоноян официально обратился в МККК с просьбой заверить Инджигуляна в том, что недавний инцидент не повлечет за собой каких-либо правовых последствий для него.

Родные рядового Инджигуляна неоднократно проводили акции протеста, обвиняя Красный крест и военных чиновников в бездействии и требуя предоставить информацию об Акопе.

Кроме того, родственники возмущались тем, что, игнорируя международные конвенции, через азербайджанский телеканал “ANS” было распространено интервью с пленным. Родные выражали обеспокоенность тем, что Акоп был без очков, которые всегда носит, а также был одет в азербайджанскую военную форму. Друзья и родственники Инджигуляна уверены, что Акопа вынудили сказать, что он сознательно перешел границу якобы после избиения со стороны офицера.

В распространенном интервью из прямой речи военнослужащего были слышны лишь две фразы на армянском языке: «сидел с друзьями, было поздно, мы были уставшие» и «что поделаешь, пошел за водой». Остальное передано устами азербайджанского диктора, согласно которому Инджугалян сказал: «Командир нашей роты насильно послал меня за водой, а я отказался, потому что устал, и сказал, что пойду позже. В ответ он в грубой форме сказал мне, мол, ты сейчас у меня пойдешь, и ударил меня в глаз. В итоге, не выдержав оскорблений и унижений, я добровольно перешел на азербайджанскую сторону».

Позже появилось второе интервью, где армянский военнопленный заявил, что якобы не хочет возвращаться в Армению.

Азербайджанская сторона еще в середине сентября прошлого года устами секретаря Госкомиссии по делам пленных, заложников и пропавших без вести Шахина Саилова заявила, что Инджигулян на последней встрече с представителями МККК выразил желание переехать в третью страну, и соответствующие документы уже направлены в Кабинет министров. Как заявил в ответ замминистра обороны Армении Давид Тоноян, если это заявление соответствует действительности, а не очередная пропагандистская выдумка властей Азербайджана, то логическим продолжением будет инициация бакинским офиса комиссара ООН по вопросам беженцев процесса по предоставлению Инджигуляну статуса беженца. Замминистра также отметил, что предоставление этого статуса, возможно, позволит Инджигуляну избежать физического насилия, унижений и даже трагических последствий, которые имели место в других подобных ситуациях.