Главная / Видео / Таможня-СНБ-Минфин. Как государство «содействует» малому бизнесу в Армении

Таможня-СНБ-Минфин. Как государство «содействует» малому бизнесу в Армении

После вступления Армении в Евразийский экономический союз у армянских компаний и предпринимателей возникли дополнительные бюрократические препятствия, которые заставляют бизнесменов прибегать к коррупции. Об этом в беседе с Epress.am заявил директор ООО «Вал Отомейшн», инженер Вардгес Гаспари (на фото).

Серьезные проблемы у Гаспари возникли при растаможке импортированного из Тайвани товара. Импортируемые пульты управления для подъемного крана Гаспари намерен экспортировать в Грузию.

Еще до импорта товара, 14 августа, директор компании обратился в Минфин и таможню «Звартноц», чтобы узнать, какие документы необходимы для растаможки. Вместе с запросом Гаспари отправил и техническое описание товара.

Министерство на запрос не ответило, а реакция таможни последовала спустя 4 дня. В ответе говорилось, что для растамаживания в одной из трех лицензированных компаний необходимо получить свидетельство о том, что товар не имеет военного значения. Однако в письме таможни товарный код – 8543 – был отмечен неверно. Вардгес Гаспари выяснил это, изучив свой товар, после чего снова написал письмо, сообщив об ошибке. Код его товара 8526. Гаспари ответили, когда товар уже был в Армении — 1 сентября. Таможня признала, что код был написан неверно, добавив, что в случае с товарами под кодом 8526 необходимо разрешение Службы нацбезопасности, что закреплено одним из решений правительства, принятым после вступления в Евразийский экономический союз. Согласно решению, подобные пульты дистанционного управления должны проходить провекру в СНБ.

Несмотря на признание таможней своей ошибки, структура не пожелала вмешиваться в дело, так как этот товар прибыл по быстрой почте компании DHL и был отправлен в другую таможню, где сказали, что неверную информацию предоставили в «Звартноц», и они ничего сделать не могут. Гаспари отмечает, что все таможни подведомственны министерству финансов, а этот госорган ему так и не ответил.

Директору «Вал Отомейшн» пришлось обратиться в Службу нацбезопасности. 2 сентября он отправил заявление по электронной почте, затем позвонил в СНБ, где его заверили, что письмо и прикрепленные к нему документы получены.

Не дождавшись ответа, 4 сентября Гаспари отправился в Службу национальной безопасности и написал заявление на месте, затем попросил сотрудника подписать расписку. Сотрудник, однако, сказал: «Мы не подписываем. В СНБ ничего не пропадает».

Через какое-то время Вардгес Гаспари заявил о намерении провести акцию протеста у входа в здание Службы, если сотрудник не распишется. Тогда сотрудник госучреждения кому-то позвонил, затем расписался и забрал заявление. На положение 4 сентября ответа еще не было, и товар Гаспари продолжает оставаться в таможне.

По словам собеседника, ему не составило бы труда получить разрешение, раздавай он взятки, как это делают многие другие. После вступления Армении в ЕАЭС в списки внесли товары, импортируемые из стран, не входящих в Евразийский союз, что создает дополнительные коррупционные риски. По этой логике, говорит собеседник, такие документы всякий раз должны получать импортеры телевизоров, пультов управления для детских игрушек.

В другом адресованном таможенной службе  письме Гаспари спрашивает, сколько импортеров обратились в СНБ за разрешением на пульты для игрушечных машин, кондиционеров и других товаров. Все эти товары подпадают под определенный код. Ответа инженер-предприниматель пока не получил.

«На все это уходит время. Коррупция работает именно на время. Я должен платить за каждый день пребывания моего товара в таможне. Выходит, что если я выставлю магарыч, потерь будет меньше, чем теперь. Но если я найду знакомого, вы больше не увидите меня борющимся на улице. Поэтому люди и боятся. Власти допускают все это, чтобы потом указывать человеку на его нарушения.

Второй вариант — обращение в суд. Но с судом я разговариваю сидя, так как не уважаю суд, как мне к ним обращаться?». Гаспари надеется, что на следующей неделе будут получены необходимые документы, и он сможет, соблюдая все законы, отправить товар своему грузинскому клиенту, которого, как отметил собеседник, он нашел с большим трудом.