Главная / Полиция / Азербайджанская полиция пытает родственников политэмигрантов

Азербайджанская полиция пытает родственников политэмигрантов

Азербайджанские эмигранты по всему миру проводят акции протеста против президента Ильхама Алиева. Власть реагирует арестами и пытками родственников эмигрантов.

Акция «Расскажем о диктаторе», стартовавшая в феврале в нескольких европейских городах, предполагает распространение информации о беззаконии в Азербайджане и включает в себя флешмоб: участники развешивают в своих городах плакаты с надписью «Ильхам Алиев — азербайджанский диктатор».

Как пишет сетевое издание «Мейдан ТВ», первым делом под прицел азербайджанских властей попали семьи активистов и организаторов протеста за границей — Турала Садыглы, Магомеда Мирзали (Мирзалиева) и Ордухана Теймурхана. Родственников этих активистов арестовали, есть сведения о пытках, которые к ним применяли.

До эмиграции Турал Садыглы был активным участником антиправительственных выступлений. В конце 2013 года его арестовали за участие в акции протеста и приговорили к 17 суткам административного ареста. Выйдя из тюрьмы, Турал рассказал о жестоких пытках. Садыглы решил уехать после того, как в январе 2014 года арестовали его коллегу Эльвина Керимова, вместе с которым они вели оппозиционный блог «Azad söz» (Свободное слово): «Опасность ареста нависла и надо мной, поэтому в феврале я вынужден был спешно покинуть страну», — говорит Турал.

Вскоре после начала акции «Расскажем о диктаторе» 18 февраля отца Турала задержали во дворе дома, в котором он проживает. 22 февраля, на территории Насиминского района Баку неизвестные в гражданской одежде похитили его брата.

«Меня схватили, когда я возвращался домой с женой, и отвезли в полицейский участок. Когда я попросил их представиться, они сказали, что я якобы их знаю, а мы — предатели и враги народа», — рассказал отец активиста Аловсат Садыглы.

Не имеющий никакой информации о местонахождении сына, Эльгиза, отец после освобождения из участка в течение четырех дней обошел все управления полиции, изоляторы и больницы. Он ежедневно звонил в полицию, и наконец, 25 февраля ему ответили, что суд назначил Эльгизу административный арест на 30 суток — за незаконный оборот наркотиков и неподчинение полиции.

«Я смог увидеть Эльгиза только после обращения в Международный комитет красного креста. Нам разрешили короткую встречу. За четыре дня Эльгиз похудел, наверное, килограммов на десять. Одежда на нем была изорвана», — рассказывает отец.

О том, что сына пытали, Аловсат Садыглы узнал, когда Эльгиз давал показания в апелляционном суде: «Они старались не оставлять следов [на лице], били по животу и по спине. Избивали его по очереди, группами из четырех-пяти человек, пытали током. Когда Эльгиз спросил, за что, ему ответили: вы — предатели родины, так мы обращаемся с теми, кто выступает против государства. Вечером после ареста, прежде чем отвезти его на экспертизу, его заставили выпить чай. Через 20 минут Эльгиз почувствовал головокружение и слабость, и понял, что в чай ему подмешали наркотик. Позднее, наркотик, естественно обнаружила в моче экспертиза. Состояние Эльгиза до сих пор тяжелое от побоев».

Приблизительно в то же время на Турала пытались воздействовать и через другого родственника. Ранним утром 20 февраля в полицейский участок привели его дядю, Захира Садыгова — жителя Агдамского района. Аловсат Садыглы (отец Турала) рассказывает, что в участке у его брата прямым текстом потребовали «повлиять» на ударившегося в оппозицию племянника.

Другой активист, видеоблогер Ордухан Теймурхан живет в Нидерландах уже 22 года, но связи с родиной не теряет: «До 2009 года я ездил в Азербайджан каждый год и оставаться равнодушным к происходящим там событиям просто не мог. После того, как к власти пришли Алиевы, на парламентские и президентские выборы я брал отпуск и приезжал в Азербайджан — на митинги».

На одном из них, в апреле 2009 года, Теймурхана арестовали за «оказание сопротивления полиции»: «Из-за этого моя мать перенесла инфаркт и скончалась. Не вмешалось даже правительство Голландии, хотя я был гражданином этой страны. Мне сказали — мы не можем прервать деловые отношения с правительством Азербайджана, спасайся сам. Это означало: плати взятку и уезжай. Мне пришлось заплатить огромную взятку».

После этого Теймурхан перестал ездить в Азербайджан. Теперь он проводит акции против коррупции и нарушений прав человека в Европе, надеясь привлечь к этим проблемам внимание мирового сообщества. Так, он принял участие в резонансной акции 2014 года в Страсбурге — тогда президент Алиев даже был вынужден прервать свою речь в ПАСЕ.

Полиция арестовала двоих племянников Ордухана 17 февраля. Их тоже обвинили в сопротивлении полиции и дали по 30 суток ареста. В этом, увы, нет ничего нового: Теймурхан рассказывает, что давление на родных осуществлялось и раньше, например, некоторых его родственников в прошлые годы увольняли или исключали из университетов. «После одной из акций мне пригрозили, что разрушат могилы моих родителей».

В феврале 2017 года власти не ограничились арестом племянников блогера, в полицию приводили и других родственников, включая женщин и даже двухлетнего ребенка.

Магомед Мирзали (Мирзалиев) с 2016 года живет во Франции. Он — член оппозиционной Партии народного фронта Азербайджана. Магомеда арестовали вместе с отцом в 2013 году, на акции. В тюрьме обоих пытали. В 2016 году Мирзали уехал, опасаясь нового ареста.

Сейчас он администрирует Фейсбук-страницу «Made in Azerbaijan» («Сделано в Азербайджане»), где вместе с Ордуханом Теймурханом и Туралом Садыглы ведет прямые трансляции и делится соображениями политических процессах в стране.

Отца и зятя Магомеда Мирзали арестовали в январе этого года.

«Тогда мы поделились карикатурой «Азербайджанцы, зависимые от шакалов» на странице Made in Azerbaijan. Мне передали, чтоб я немедленно удалил карикатуру, а потом снял видео с извинениями перед президентом», — объяснил Магомед давление на его семью.

В противном случае, сказали задержанным родственникам в полицейском участке, властям придется «пересажать весь род» Мирзалиевых, — рассказал пожелавший остаться неизвестным член семьи.

Отца Магомеда выпустили через день после задержания, его зятя — через шесть дней. В феврале зятя снова арестовали и по статье о сопротивлении полиции приговорили к 30 суткам ареста.