Главная / Здравоохранение / Мнения разошлись: врач и эколог о воздействии на население рудников в Сюнике

Мнения разошлись: врач и эколог о воздействии на население рудников в Сюнике

Капанские врач и эколог-активист дают различные оценки воздействию рудника на людей и окружающую среду.

На положение апреля 2017 года правом на эксплуатацию в Сюникской области Армении владели 40 месторождений, 14 из которых металлические. Больше всего месторождений находится именно в Сюнике, они разбросаны по всей территории области. Большее число хвостохранилищ тоже приходится на Сюник.

На протяжении лет активисты и экологи заявляли о воздействии рудников на экологию и здоровье людей. Исполняющий обязанности заведующего детским отделением медцентра «Капан», педиатр Арарат Арутюнян не видит непосредственной связи между воздействием рудников и болезнями людей.

По словам собеседника, за время его 5-летней медицинской практики детские болезни, с которыми он сталкивался, не были с этим связаны. Арутюнян отмечает, что у детей в основном встречаются вирусные инфекции. Врач вспомнил о рождении только одного ребенка с пороком. В случае «ненормальных» явлений, сказал Арутюнян, он непременно сообщил бы в Ереван.

В богатом рудниками Сюнике сократился уровень недоедания и недоразвитости детей в результате верной политики государства в вопросе организации питания, уверен врач. Кроме того, повысилась осведомленность среди матерей и готовность кормить грудью.

И хоть Арутюняну неизвестно, проводили ли в области исследование с целью выявить воздействие на здоровье людей, он отмечает, что число больных раком растет во всем мире: «Не думаю, что это связано с рудниками. Конечно, эксплуатация рудников создает какие-то проблемы, но я не могу сказать, что это сказывается на здоровье наших детей. В Мегри и Каджаране можно встретить таких гениальных детей, и не скажешь, что это результат какого-то влияния радиоактивных излучений».

Есть ли в административном центре области Капане динамика роста рака? По словам врача, это его совершенно не интересует — не его область: «Меня это совершенно не волнует, это мне абсолютно не нужно. Я не специалист, писать докторскую не собираюсь или разворачивать какую-то деятельность по защите экологии».

Рудники в Капане, Каджаране и Мегри были всегда, подчеркнул Арутюнян. «Превратили в тему для спекуляций».

Представитель общественной организации по развитию туризма «Экскурсоводы с юга» Давид Акопян считает, что врачи не могут не быть в курсе отрицательного воздействия рудников: «По-моему, они не могут не знать. Думаю, им хорошо известно по роду деятельности, как-то устанавливают, вследствие чего у человека появилась болезнь. Думаю, есть причины, по которым они не хотят об этом сообщать».

В связи с отношением местных жителей к рудникам и их воздействию эколог делит их на три группы: у части нет необходимого уровня сознания. Они не понимают масштабов возможных угроз и последствий горнопромышленности. Некоторым, возможно, и известно, но они безразличны, другие работают на рудниках, что мешает им говорить о проблемах.

«Не думаю, чтобы кто-либо из сотрудников горнопромышленной сферы был здоров. Они думают так: есть рабочие места, семью содержат. Но даже часть своей сверхприбыли горнопромышленники не направляют на здравоохранительные программы. Говорят о наличии пакетов, их сотрудники проходят бесплатное лечение». Считается, отмечает Акопян, что у сотрудников рудников высокая зарплата — порядка $415-620, на самом деле они должны получать больше — 5000-6000 евро, потому что «у эксплуататоров рудника есть такая возможность».

Помимо действующих месторождений, территории которых растут из года в год, проблемы создают и новые. «Месторождение в Мазре, примыкающее непосредственно к охраннной зоне заповедника «Шикаох», на мой взгляд, находится именно в охранной зоне. Расстояние в 200-300 метров не говорит о том, что оно не имеет отношения к заповеднику. В это самое время там проводятся исследовательские работы. Начали эксплуатировать месторождения золота Личка и Таштуна, мы ощутим их отрицательное воздействие на окружающую среду». По словам Акопяна, «Лер-Экс», принадлежавшая семье бывшего губернатора области Сурика Хачатряна, фактически не действует, но за короткий период своей деятельности ей удалось достаточно загрязнить бассейн и ущелье реки Гехи. Последствия очевидны и необратимы.

В 2012-2013 годах местные экологи, активисты, представители гражданского общества выступили с гражданской инициативой сплотиться против деятельности «Лерекс»-а, однако сделать этого не удалось. Акопян рассказал о причинах неудачи: «Часть называемых экологическими общественными организациями, по сути, питается именно горнопромышленностью, поэтому у нас и не вышло. Но мы, небольшой группой, тем не менее, сделали многое в рамках закона, не надеясь на министерство здравоохранения или компетентные органы. Мы сделали какие-то попытки, в каком-то смысле побеспокоили их, в каком-то – помешали. Я не говорю, что мы победили, просто этот проект закрыли, там не эксплуатируют, но последствия очевидны».

В 2016-ом Центр ответственной горнопромышленности Американского университета Армении взял пробы из кранов в школах и детсадах 10 общин (г. Арарат в Араратской области, г. Алаверди, Ахтала и Арманис Лорийской области, Агарак, Капан, Каджаран и селах Арцваник, Ачанан Сюникской области). Согласно исследованию, содержание в земле мышьяка и меди дает повод для беспокойства.

Воду в реке Карчеван Сюникской области на отрезке у села Агарак оценили неудовлетворительного или плохого качества в связи с высокой степенью централизации железа, никеля, меди, хрома, марганца.

«Плохой» сочли воду в устье реки Арцваник из-за высокой степени централизации железа и никеля. Вода реки Каварт признана плохого качества из-за высокой степени централизации железа, никеля, меди и марганца. «Средняя» и «неудовлетворительная» загрязненность воды в нижнем и верхнем притоках реки Вохча.