Главная / Здравоохранение / Антивирус для избранных. Мир делит еще не созданную вакцину

Антивирус для избранных. Мир делит еще не созданную вакцину

В настоящее время во всем мире разрабатывают порядка 200 вакцин от коронавируса.  На то, чтобы стать окончательным продуктом, претендует порядка двадцати.

Промежуточные результаты позволяют говорить о том, что вакцина, в любом случае, появится. Государства обсуждают вопрос ее приобретения. Как будет распределяться вакцина, пока неясно, на пресс-конференции во вторник, 7 июля, заявил министр здравоохранения Армении Арсен Торосян.

Некоторые страны начали процесс закупки крупных партий еще не произведенной или произведенной, но не утвержденной вакцины. К примеру, несколько дней назад одно английское издание написало, что Великобритания уже закупила для своего населения 60 миллионов доз будущей вакцины. Это, по словам армянского министра, означает, что другие государства (на начальном этапе) вообще не будут иметь к ней доступ.

«Сейчас происходит нечто похожее на гонку: все пытаются приобрести партии непроизведенных вакцин. Конечно, часть переговоров ведутся тайно.

Мы решили по крайней мере начать их: как непосредственно с производителями, так и с закупщиками, как то: Юнисеф, Всемирная организация здравоохранения, которые способны закупить большую партию сразу для 100 стран и распределить поровну», – заявил Торосян, подчеркнув, что эти переговоры носят «крайне предварительный характер».

Ситуация и научный прогресс позволяют испытывать вакцину в сравнительно короткие сроки. Испытание проводится в несколько этапов: сначала на животных, затем на небольшом количестве людей, после чего число людей увеличивается до сотен и тысяч. Вакцина, подчеркнул Торосян, единственное, что позволит вернуться к повседневной жизни — без масок и необходимости соблюдать социальную дистанцию. А до тех пор противоэпидемические правила будут оставаться в силе, вне зависимости от того, продлит ли правительство режим ЧП, объявленный в связи с пандемией коронавируса.

Создание вакцины само себе — не решение

Специалисты здравоохранения и международные организации уже пришли к консенсусу по поводу того, что вакцине быть. Неопределенность в настоящее время связана со сроками ее создания и механизмами распределения.

Ссылаясь на ВОЗ, министр здравоохранения несколькими неделями ранее предупредил: само по себе создание вакцины не может рассматриваться в качестве решения вопроса. Сроки нейтрализации пандемии сильно зависят от количества, дозировки и доступности вакцины. Как отмечалось ранее, на полное преодоление пандемии может уйти 4-5 лет.

Иммунизация достаточного числа людей позволит существенно снизить темпы распространения инфекции и вернуться к нормальной жизни.

Однако возможностей, необходимых для обеспечения массовой вакцинации населения Земли, нет. Газета The Economist отмечает, что ежегодно в мире производится порядка 5 млрд. доз вакцин, из которых 1.5 млрд. — против сезонного гриппа. Если перепрофилировать все существующие возможности и создать вакцину от коронавируса, (что само по себе невозможно, так как производство других вакцин, скажем, от гриппа, кори, краснухи и других заболеваний, тем не менее, продолжается), на вакцинацию 7.8 миллиарда людей потребуется минимум полтора года. Понятно, что на деле, по всей вероятности, это займет гораздо больше времени.

Эксперты отмечают, что для приобретения коллективного иммунитета достаточно вакцинировать 80% населения (почти 6.24 млрд. людей). Есть вероятность, что для преодоления инфекции потребуется инъекция не одной, а двух доз (может, и больше). В таком случае речь уже будет идти почти о 12 млрд. людей. Следовательно, и о гораздо длительных сроках. Также неизвестно, будут ли нуждаться в вакцинации уже заразившиеся и выздоровевшие от коронавирусной инфекции.

Сверхдержавы против человечества

Второй — преимущественно политический — вопрос касается распределения вакцины. Как занять место в очереди на вакцину? Как ее будут распространять? Кто это будет решать?

ВОЗ сообщает, что вопросы приоритета обсуждаются на регулярных встречах с представителями стран-членов. Звучат предложения, что первыми вакцину должны получить медики и самые уязвимые группы населения — люди старшего возраста.

Вероятнее всего, страна, которая первой разработает вакцину, сначала введет запрет на ее экспорт, пока вакцину не получит основная часть ее населения.

Гонка, о которой на сегодняшней пресс-конференции говорил министр здравоохранения Армении, таким образом, идет минимум по двум направлениям: с одной стороны, государства «конкурируют» в вопросе создания вакцины первыми, с другой — в порядке приоритета закупки вакцины, созданной другой страной.

Над испытаниями работают как государственные, так и частные компании.

Убедительные успехи на этапе испытаний зафиксировала вакцина Ad5-nCoV (разработана Пекинским институтом биотехнологий и китайской биофармацевтической компанией «CanSino Biologics»), mRNA-1273 (лидер по созданию вакцины в США при поддержке Национального института аллергии и инфекционных заболеваний и компании «Moderna Therapeutics» работает со специфическим типом генетического материала — мРНК (матричной РНК), вакцина AZD1222 (шведско-британская компания совместно с британским Оксфордским университетом). Определенный успех зафиксировали немецко-американские компании BioNTech, Fosun Pharma и Pfizer, российский Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н. Ф. Гамалеи, а также ряд других китайских и американских производителей.

Примечательно, что США, Великобритания, Китай, Франция и Россия не присоединились к запущенной ВОЗ программе «Тест солидарности», которая, помимо разработки стандартов клинических исследований, должна способствовать обмену информацией о вакцинах и лекарствах.

Заявления инициативы ACT Accelerator Всемирной организации здравоохранения о том, что эффективная вакцина должна быть доступна всему миру, удостоились довольно жесткой реакции со стороны компаний-производителей. К примеру, глава Pfizer назвал призывы ВОЗ чушью, а руководитель AstraZeneca заявил, что вместе с патентным правом исчезнет главный стимул к инновациям.

Инициатива ВОЗ нереализуема, уверен эксперт Амеш Адалья из Университета Джонса Хопкинса. Скорее всего, формула успешной вакцины не будет известна публично, она станет интеллектуальной собственностью компании-производителя. В теории компании могут разрешить производителям из других стран тоже наладить выпуск, по лицензии, но формула публичной не станет.

Некоторые страны уже заключили сделки о закупке вакцин. Это, конечно, многообещающие, но и рискованные сделки. По предварительным прогнозам, только 3% из сотен вакцин преодолеют клинические испытания. Большая часть беспрецедентных вложений сверхдержав, вероятно, окажется неоправданной. Принцип выплаты аванса оправдывает тот факт, что успех любой из вакцин приведет к переполоху на рынке: ограниченные дозы при наличии мирового спроса.