Одним своим вопросом судья Нахшун Таварацян (на фото) показала, что вердикт по уголовному делу газеты «Иравунк» суд для себя уже вынес.
«Кончита знает, что вы так ее защищаете?», — по завершении заседания в ереванском Апелляционном суде этот риторический вопрос Таварацян стал ярким свидетельством предвзятости суда.
Вместо того, чтобы по закону вершить правосудие, в Армении учитывают традиционные стереотипы и закоренелое убеждение, что «кончиты» в этой стране вне закона, не имеют права или недостойны защиты. Отличаешься от нас? Значит, армянский паспорт не обеспечивает защиту твоих прав, даже закрепленных законом. Другой может оскорбить, оклеветать, возможно, даже убить, но их суд все равно не считает полноправными гражданами.
Именно поэтому суд предыдущей инстанции квалифицировал употребленные газетой «Иравунк» клеймо «зомби», «врага народа» не как оскорбление, а счел это проявлением свободы слова. Потому что в правовом государстве Армения неписаный закон подразумевает, что все обладают свободой оскорблять «кончит» и тех, кто их защищает.
Это дело не касается Кончиты, и судья, имея под рукой все документы и прекрасно понимая, что не имеет никакого непосредственного отношения к этому производству, тем не менее, задает подобный вопрос. В суде истцы защищают свои честь и достоинство от публичного оскорбления. Дело в том, что изначально суд согласен с эпитетами «Иравунк», употребленными в адрес истцов, он разделяет и публичный призыв издания не принимать на работу людей, имена которых опубликованы в статье. В конечном счете, суд, пожалуй, неслучайно, пытается направить иск с требованием о восстановлении чести и достоинства по желаемому руслу.
Один из истцов, врач Вардан Амбарцумян уверен, что его не принимают на работу, особенно в государственном секторе, из-за публикации «Иравунк». То есть, если это государство дало тебе образование, и ты готов посвятить свои знания государству, обществу, в соответствии со специальностью — спасению жизней людей, ты не должен этого делать, так как раскритиковал [певиц] Ингу и Ануш Аршакян за плохие высказывания о Кончите, и газета «Иравунк», воспользовавшись своей «свободой слова», лишила тебя права заниматься профессиональной деятельностью.
Со ссылкой на имена, не имеющие отношения к делу, были нарушены 4 правила поведения судей (1, 2, 7, 16), затрагивающие доверие общества к системе правосудия, а также создание впечатления предопределенности исхода дела.
Могут ли эти предположения быть ошибочными? Узнаем 5 марта.
В 2014 году газета «Иравунк» опубликовала статью «Они обслуживают интересы международного лоббинга гомосексуализма: черный список врагов народа и государства», в которой был представлен список с именами 60 человек и звучал призыв проявлять к этим людям «нулевую терпимость», не принимать на работу, устранить от госслужбы и не здороваться, а также называть их «зомби», «предателями родины». «Иравунк» составила список, руководствуясь критикой этих людей в адрес Инги и Ануш Аршакян в ходе передачи в эфире радио «Свобода» «Пресс-конференция в Фейсбук». Тогда певицы выразили «отвращение» к представительнице Австрии на «Евровидении» Кончите Вурст. 16 из 60 человек подали в суд за оскорбление их чести и достоинства, однако иск не удовлетворили, сославшись на свободу слова. Граждане обратились в Апелляционный суд, решение которого будет зачитано 5 марта.
Ованес Ишханян