В ходе общественных обсуждений на площади Свободы в Ереване выступила преподаватель, социолог Жанна Андреасян, которая поддержала заявление преподавателя Ереванского госуниверситета Арарата Мирзояна, осуждающего поведение некоторых чиновников ЕГУ, и требующего наказать их.
Андреасян высказалась об актуальной для Армении концепции общественного молчания, заявив, что так называемое выразительное молчание, которое в акустическом смысле идентично тишине, однако больше похоже на слово, имеет различные цели.
«Одним из вариантов выразительного молчания является общественное молчание, которое в основном имеет отрицательную интерпретацию, учитывая приспособленчество, когда люди предпочитают не заявлять о проблемах взамен на получение определенных ресурсов», — сказала Андреасян, отметив, что в Армении преобладает именно такое молчание. В качестве примера преподаватель напомнила бойкот занятий армянскими студентами, о правонарушениях в ходе которых высказались с осуждением только четверо из 3000 преподавателей ЕГУ.
«Институциональные органы – монологичные органы. А их противовесная сила, которая могла быть одной из сторон диалога, задалась целью сменить власть и препятствует входу в политическую систему других вопросов. Если в таких кругах говорится о других вопросах, не о революции, то педалируется тема, что это — лже-оппозиция, что она, отложив главную проблему, занялась второстепенными вопросами.
То есть, по сути, у нас ситуация, когда наша политика не может нарушить молчания. И гражданское поле вынуждено брать на себя политические функции», — заявила социолог.
По ее мнению, проблемы не решаются, потому что реальные проблемы, которыми должно заниматься гражданское общество, остаются без внимания. Речь, по ее словам, о терпимости, обеспечении инакомыслия.
Сеяние нетерпимости, в свою очередь, приводит к более глубоким проблемам. «В результате некоторые проблемы остаются за пределами обсуждения и неважно, какой полюс ты представляешь, в условиях глобальной нетерпимости ты не в состоянии обсуждать эти вытесненные темы. Например, мы никоим образом не можем обсуждать вопрос местных и приезжих армян, множество вопросов, связанных с Геноцидом и национальной культурой. На эти темы наложено табу, которое, вне зависимости от политических и гражданских позиций, принимаются в качестве аксиоматичной истины, и всякий разговор остается неуслышанным». Жанна Андреасян привела в пример организованное в прошлом году шествие терпимости, против которого отрицательное мнение заявляли люди, имеющие разногласия в других вопросах.
По ее словам, существует расхожее мнение, что диалог на виртуальных трибунах приводит к разрушению молчания, однако, добавила она, кажущаяся виртуальная активность часто мешает реальной, поэтому иногда вместо помощи, она может даже помешать преодолению молчания.