Промежуточный статус Нагорного Карабаха не означает, что он станет независимым образованием. Об этом в интервью haqqin.az сказал бакинский политолог Зардушт Ализаде, комментируя обнародованные накануне американским сопредседателем МГ ОБСЕ Джеймсом Уорликом положения официальной политики правительства США в вопросе карабахского урегулирования.
По словам Ализаде, США, Россия и Евросоюз будут пристально следить за образованием, и за тем, как Карабах выполняет международные законы, соблюдает демократические нормы и права человека, обеспечивает совместное проживание азербайджанской и армянской общин и многое другое. “Только после этого эти страны решат, может ли это образование жить самостоятельно или нет”, — отметил эксперт.
“А может, Карабах вообще не будет наделен отдельным статусом. То есть, все эти вопросы давно разрабатывались, и в этом нет ничего нового. Мы фактически ничего не проигрываем. Зато мы возвращаем себе все оккупированные территории и наших людей в Шушу и в другие города Карабаха, которые жили там до конфликта”, — сказал Ализаде.
Касаясь размещения миротворцев в Карабахе, политолог отметил, что любые миротворцы, российские или американские, Азербайджану не выгодны. “По этому вопросу, думаю, и будут основные сложные переговоры”,- сказал он.
Армянский общественный деятель Ара Недолян считает, что предложенные американской дипломатией шесть принципов находятся пока в очень сыром состоянии. На своей странице в Фейсбук он пишет: “Первое: Армения и Азербайджан договариваются об окончательном статусе НК. Вопрос: каким образом договариваются, если их позиции диаметрально противоположны. Азербайджан наставивает на том, чтобы НК оставался в его составе, для нас это неприемлемо.
Остальные пункты при этом теряют смысл, но также имеют внутренние противоречия. В частности, если Лачинский и Кельбаджарский районы не остаются под полным контролем армянской стороны, бессмысленным становится пункт об обеспечении безопасного наземного сообщения между Арменией и НК.
Также теряет смысл пункт о возвращении переселенцев. По указанным причинам азербайджанцы не могут возвратиться в Лачин и Кельбаджар, не могут возвратиться и в Шуши (он уже перезаселен) или в Ходжалу, которого попросту нет. А куда должно возвратиться армянское население Шаумяна и Геташена, если последние не будут включены в состав НК?
Бессмысленен также пункт о введении миротворческих войск, поскольку, если стороны преодолеют вышеупомянутые противоречия и четко встанут на путь примирения, то миротворческие силы совершенно не нужны, им нечего решать. А ввод иностранных войск на территорию независимых государств сам по себе является дестабилизирующим фактором.
Вывод: нереалистичные принципы, которые пока не могут служить основанием для примирения, сколько бы Серж [президент Армении Серж Саргсян] втайне на них ни соглашался. Нас это ничем не обязывает”.
По мнению политолога Вафы Гулузаде, Баку должен согласиться на озвученные Уорликом принципы, ибо ничего большего нам никто не предложит: "Все эти вопросы нашли отражение в мадридских принципах, и здесь нет ничего нового. Если бы в свое время не помешали, то Левон Тер-Петросян был согласен на этот вариант. Если США будут принципиальными в этом вопросе, может у них что-то и получится”.
При этом он выступает против размещения в Нагорном Карабахе российских и американских миротворцев: “После украинских событий верить российским миротворцам — самого себя не уважать, а американцы не с хорошей стороны проявили себя в Косово. Думаю, что нам нужно в этом вопросе отстаивать свои интересы”, — сказал он.
А вот заявление внешнеполитического ведомства Карабаха: “О возврате в прошлое не может быть и речи. Судьба Нагорного Карабаха была определена его народом путем свободного и легитимного волеизъявления на референдуме о независимости в 1991 году. Независимость и безопасность НКР являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу.
Полагаем, что совместные усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ должны быть сосредоточены на выработке таких механизмов урегулирования, которые, учитывая существующие реалии, обеспечат условия для мирного сосуществования двух независимых государств — Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана, возникших в результате распада СССР и развязанной азербайджанской стороной войны”.