«В Армении не должно быть политзаключенных», — в прямом эфире в «Фейсбук»-е заявил премьер-министр Никол Пашинян. Так, он повторил свою точку зрения, ранее озвученную с трибуны Национального собрания и в ходе апрельских митингов, отметив, что для решения вопроса необходимо искать правовые пути.
«Многим кажется, что после этих заявлений мы должны пойти, открыть двери камер и сказать политзаключенным «выходи, народ». Я думаю, это неверный путь, этот путь не соответствует закону, и мы должны решить вопрос политзаключенных с применением предусматриваемых законом инструментов.
Как в Армении появляются политзаключенные? Из этого кабинета [показывает комнату, в которой находится] или из другого позвонили судье или отправили весточку о том, что, мол, этого ты осудишь на такой-то срок, того — на такой. Я вообще не считаю этот метод верным. Я занимаюсь этим вопросом и не имею никаких сомнений в том, что в ближайшем будущем политзаключенные окажутся на свободе благодаря применению какого-либо инструмента.
[В этом случае] для меня существуют два разных вопроса: дела, имеющие отношение к политике, в которых у нас нет жертв, и дела, в которых жертвы есть. Речь о деле «Сасна црер». Случаи без жертв просты, и эти люди должны выйти из тюрем, я повторяю, в установленном законом порядке. Хочу подчеркнуть, что является установленным законом порядком. Если вердикт вступил в силу, и он приговорен к заключению на какой-то срок, мы должны узнать, истек ли срок его условно-досрочного освобождения и какие есть законные пути для решения этого вопроса. За неимением такой возможности нужно подумать об освобождении этих людей по амнистии. Если вдруг выяснится, что нельзя применить и этот инструмент, нужно попытаться воспользоваться институтом помилования.Что касается дела «Сасна црер», оно немного иное, и я отдаю себе отчет в том, что его разрешение очень важно для утверждения солидарности в Армении. Думаю, по этому вопросу нам необходимо общественное обсуждение. Для меня очень важно, и это принципиальный вопрос, чтобы мы пригласили родных убитых в тех событиях полицейских, провели обсуждения и с ними, выслушали их точку зрения. Нужно понять, что собой представляет это дело, что является, что не является основательным доказательством, так сказать, сфабриковано.
Хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство: варианта, когда бы я сказал «давайте не решать этот вопрос», не существует. Этот и другие вопросы должны быть решены. В этом случае я говорю, что мы должны верно оценивать ситуацию и понимать, как решать, каким путем и в каких объемах. У меня сложилось впечатление, что по этим темам возникли какие-то подозрения, и я надеюсь, что они не преследуют искусственные цели. Я, будучи бывшим политзаключенным… Ясно, что после входа в кабинет премьер-министра этот вопрос продолжает оставаться предметом моего беспокойства. Но я также знаю, что это очень сложный вопрос, с правовыми тонкостями, и решать его нужно исключительно в правовом поле. Для этого необходимо пройти определенные процедуры, нужно время. И я сейчас просто прошу, чтобы все мы подошли к этой ситуации с пониманием.
Вопрос политзаключенных однозначно должен быть решен, то же и по части «Сасна црер», просто мы должны верно оценивать объемы, рамки и методы. В Армении не должно быть политзаключенных, здесь двух мнений быть не может», — заявил Пашинян.