Давид Петросян погиб 1 марта 2008 года в ходе силового разгона мирной демонстрации, протестующей против результатов президентских выборов. О Давиде рассказала его мама, Джема, которая живет в Ванадзоре.
«У меня постельный режим, я в беспомощном состоянии. Лежу с поломанной ногой. Я очень тяжело переношу то, что не объявляю голодовку на площади. Мы – матери, потерявшие сыновей, — еще долго будем проливать слезы, я погибаю на ногах. Мой сын был очень достойным человеком. Он родился 16 апреля 1975 года. Он еще учился в школе, когда произошло землетрясение. Мы прожили очень тяжелую жизнь.
Он был очень одаренным: в 14 лет начал заниматься ювелирным делом, специализировался на серебре, этот талант он перенял от деда Левона Петросяна.
В 16 лет мой Давид уже работал в ереванском магазине «Бахник». В 2005 году он переехал в Ереван.
1 марта 2008 года Давид говорил со мной и сказал: «Мам джан, я закончил работу, иду домой». В то время я жила в Ереване на улице Атояна, каждый день ходила на митинги. Когда позвонил мой сын, по телевизору показывали этого убийцу Роберта Кочаряна, он говорил, что есть жертвы, раненые. По дороге домой, увидев, сколько народу собралось, мой сын, как все достойные граждане Армении, присоединился к ним, а потом выяснилось, что он снимал происходящее на телефон. Ночью, в 1:45 мне говорят, что сына больше нет. Мне позвонили люди, доставившие его в больницу.
Он любил жизнь, любил детей, был талантлив. Я до сих пор содержу его мастерскую, рука не поднимается прикоснуться к его инструментам. Всякий раз жду, что сейчас послышится его голос с улицы: «Мам джан».
За все это время никто, кроме АНК (Армянский национальный конгресс – ред.), не поинтересовался, как я живу.
Я обращаюсь с призывом к армянским матерям. В небе витают души невинных жертв. Матери мира, станьте на защиту своих прав. Матери, которые не активизируются, не борются, не разделяют нашу боль, они за погром 1 марта. Но однажды, и этот день близок, скорбь постучит и в их двери. Армянские политические деятели в турецкой папахе, убийцы Роберт Кочарян, Вардан Осканян, Тигран Торосян (экс-спикер парламента), Раффи Ованисян (лидер партии «Наследие»), Артур Багдасарян (лидер «Оринац Еркир», секретарь совбеза), Гагик Арутюнян (председатель Конституционного суда), не ведите нацию к уничтожению, не доводите матерей до слез, не облачайте нас в траур.
Почему армянская диаспора помнит о случившемся 100 лет назад, и не делает ничего ради жертв 1 марта 2008 года. Почему в Греции за одного молодого человека на улицы вышли тысячи людей, а у нас – нет? Почему молчит Шарль Азнавур и другие знаменитости?
Я инвалид, но не намерена умирать, потому что я буду бороться ради наших детей, ради будущих поколений. Я очень бы хотела пойти и на сегодняшний митинг, но я прикована к постели. И хотя мой сын родился 16 апреля, пожалуй, я отмечу его день рождения сегодня. Рождение достойного человека».