Кризис в азербайджано-турецких отношениях стал причиной «крайне тревожного» звонка посла Турции в Баку Хулуси Кылыча его американскому коллеге Энн Дерс в воскресенье 5 апреля 2009 года.
Об этом написала в своем секретном послании в Вашингтон 7 апреля американский посол, который обнародовал сайт «Викиликс».
Посол Турции просил США убедить официальный Баку, что после открытия армяно-турецкой границы Армения продолжит переговоры по карабахскому урегулированию.
Хулуси Кылыч отметил, что правительство Азербайджана четко заявило ему, что если Турция хочет согласия Баку на открытие границы, то должна потребовать от Армении принятия Базовых принципов урегулирования карабахского конфликта.
Отказ Ильхама Алиева посетить саммит в Стамбуле, Кылыч расценил, как признак растущего противостояния между двумя странами и как самый глубокий кризис за все время независимости Азербайджана. Далее он выразил надежду, что личное вмешательство президента Обамы поможет спасти окончательное охлаждение отношений между Баку и Анкарой.
«Мы хотим решить проблему с Арменией, но не за счет потери Азербайджана. Мы должны найти баланс», — сказал Кылыч.
Он сообщил, что Ильхам Алиев отказался ехать в Стамбул, несмотря на телефонные звонки Барака Обамы, а еще ранее Госсекретаря Клинтон. Кроме того, ему звонили премьер-министр Эрдоган и президент Абдулла Гюль. Однако все заверения в том, что Турция не откроет границ без карабахского урегулирования, не заставили Алиева изменить решение и приехать в Стамбул.
Кылыч был напуган острой реакцией азербайджанской стороны на всех уровнях, включая парламент и оппозицию, а также СМИ Азербайджана. Кроме того, живущие в Баку турецкие граждане жалуются на негативное отношение к ним со стороны местного населения.
Кылыч также отметил, что Россия, Иран и сама Армения подталкивают Турцию к примирению. Они заинтересованы в столкновении Азербайджана и Турции, что укрепит геополитическую позицию Тегерана, Москвы и Еревана. Кылыч просил оказать давление на Армению и сдержать армянское лобби в США и Европе.
В своем комментарии Дерс пишет, что информировала посла об итогах встречи с Ильхамом Алиевым за день до этого. Так, 3 апреля она и тогдашний помощник Госсекретаря Мэтью Брайза обсуждали с Алиевым и главой МИД Мамедъяровым состояние азербайджано-турецких отношений в свете ожидаемого открытия армяно-турецкой границы.
В следующей телеграмме Дерс излагает содержание этой встречи. Брайза сообщил, что послан госсекретарем Клинтон с заверением, что Вашингтон стремится к тому, чтобы открытие армяно-турецкой границы сопровождалось прорывом в карабахском урегулировании. Он также сказал, что президент Обама хочет встретиться с Алиевым в Стамбуле 6-7 апреля.
На это Алиев ответил длительным и горьким обвинением в адрес Турции, где представил Турцию как «обманщика и предателя». «Мы никогда не думали, что Турция нас так дешево продаст. Президент Гюль обещал мне, что без урегулирования конфликта границы не будут открыты. Он лгал, и я больше ему не верю», — цитирует Алиева Дерс.
Далее Ильхам Алиев рассказал о миссии главы МИД Турции Бабаджана с поручением премьера Эрдогана уговорить Баку согласиться на открытие границ. В свою очередь, Баку послал в Анкару замминистра иностранных дел Араза Азимова, чтобы выработать совместную стратегию в данном вопросе, но Азимов дважды возвращался с пустыми руками, сказал Алиев.
«Турция совершает историческую ошибку, которая никогда не будет забыта. Наши отношения никогда не будут прежними. Мы больше не один народ, и никогда им не будем», — сказал в сердцах Алиев.
Он также подчеркнул, что наступит конец энергетическому сотрудничеству двух стран, и Турция потеряет солидарность всего тюркского мира.
Алиев сказал, что чувствует предательство со стороны Гюля и Эрдогана, и в такой ситуации нет смысла ехать в Стамбул.
На предложение Брайзы обсудить эти вопрос напрямую с высшим руководством США, Алиев сказал, что Баку может согласиться на открытие границы при условии, если в качестве доброй воли армяне освободят пять районов вокруг Карабаха, а сам процесс урегулирования будет продолжаться.
На это Брайза заметил, что стороны достаточно сложно и долго согласовывают темы и повестку дня, в такой ситуации добиться освобождения пяти районов сложно.