То, что сегодня называется «народной дипломатией» в рамках процесса урегулирования Карабахского конфликта, это деятельность, которая прививает обществам идею неразрешимости проблемы. Подобное мнение в интервью 1news.az высказал руководитель Кавказского центра миротворческих инициатив Георгий Ванян.
— И чем больше восприятие этого конфликта как неразрешимого и вечного укореняется в сознании человека, тем больше углубляется конфликт. Чем больше углубляется конфликт, тем больше становится поле внедрения расизма — теории о нашей генетической несовместимости. В сложившейся ситуации для народной дипломатии в ее истинном смысле нет места, нет поля для применения. Потенциал, конечно же, есть, он в самой человеческой природе. Но для дипломатии нужен контакт и взаимный интерес. У нас нет ни того, ни другого.
В сегодняшней ситуации нормальное общение между нашими обществами невозможно по причине царящего узкомыслия и мракобесия во всем, что касается армяно-азербайджанских отношений и во всем вокруг них. Вместе с тем, вопрос готовности к нормальному общению, или даже «готовность к сосуществованию» наших народов довольно «актуален» сегодня. Без рассуждений на эту тему не обходится ни один комментатор конфликта. Такая постановка вопроса — одна из мин замедленного действия, которая берет человека в заложники, затуманивает его сознание — эта мина срабатывает мгновенно, превращая в предателя всякого, кто спросит: а что, армянское/азербайджанское общество не состоит из обыкновенных нормальных людей?
Или это дикая стая кровожадных хищников, которые, если разрушить разделяющую стену, растерзают друг друга до последнего?
Вердикт по этому вопросу не подлежит обсуждению ни в Армении, ни в Азербайджане, потому что азербайджанцы — нелюди по вердикту армянского патриотического трибунала, а армяне — нелюди по вердикту азербайджанского патриотического трибунала. И логическое продолжение мы видим в смелых и неожиданных утверждениях современных народных дипломатов о том, что «и среди них есть люди». И это преподносится как результат многолетнего и широкобюджетного туризма, с пафосом олимпийского достижения и высокодуховного постижения: «и среди них есть люди».
Что нужно сделать? Нужно остановиться и выйти из инерции. Каждому, кто так или иначе участвовал и участвует в создании этой ситуации. В контексте вопроса «Что делать?» хочу воспользоваться случаем и призвать международные структуры и фонды, распоряжающиеся средствами налогоплательщиков, не поощрять политику построения решеток и колючих проволок, не поощрять институт надзирателей, регулирующих отношения между народами-соседями. Призываю закрыть финансирование «конфликтного туризма» и перенаправить эти средства на финансовую компенсацию пострадавшим от войны и тем, кто несет потери из-за продолжающегося конфликта.