Как можно отремонтировать дом, когда люди сотрясают его фундамент? Этот вопрос встал перед путинской Россией и тремя странами Южного Кавказа, такими, как Армения, Азербайджан и Грузия. В каждой из них правящие режимы, которые, казалось бы, надежно закрепились на своих позициях, сталкивались и продолжают сталкиваться с новыми формами возрождающихся народных протестов. Сейчас в центре внимания оказалась крошечная Армения. Об этом на страницах американского издания «Foreign Policy» пишет старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, руководящий программой по России и Евразии, автор книги «Черный сад» Томас де Ваал.
Эксперт пишет, если бы многочисленные недовольные переизбранием президента Сержа Саргсяна проснулись раньше, то вполне возможно, что момент силы помог бы Раффи Ованнисяну выйти во второй тур голосования.
Проблема Армении, по мнению де Ваала, заключается не столько в дне голосования, сколько в условиях проведения кампании: там средства массовой информации находятся под жестким влиянием государства, а местные чиновники служат немногочисленной правящей элите, но не государству как таковому.
«Раффи Ованнисян — порядочный человек, он не испорчен постсоветской практикой коррупционной политики. Но он — чужак, родившийся в Калифорнии, и мало кто может представить его президентом Армении. Очевидно, что он мобилизовал людей на протесты, которые оказались сильнее его самого», — отмечает аналитик.
Сам Ованнисян результаты выборов не признал и с неожиданной эффективностью организовал массовые митинги и демонстрации по всей стране. Но очень трудно представить, как он сможет в ближайшее время одержать верх над президентом, которого признало международное сообщество и который обладает всеми рычагами власти в Армении, пишет автор.
В то же время он отмечает, что руководство Армении в отдаленной перспективе столкнется с проблемой общественного недовольства: «Опросы общественного мнения показывают, что в Армении сильно недовольство коррупцией, бедностью и злоупотреблениями властью. Это проявляется в удручающем состоянии экономики и в продолжающейся утечке мозгов в ходе эмиграции. Саргсян — это человек консенсуса, который, по крайней мере, готов слушать своих оппонентов. Если ему не хочется набивать синяки и шишки в длительный второй срок, он должен сейчас подумать о том, какие шаги следует предпринять, чтобы ответить на недовольство народа и успокоить его в ближайшее время. Но он знает, что неумелые действия по перестройке системы могут привести к подрыву его власти».
Будучи президентом страны, продолжает Том де Ваал, граждане которой разбросаны по всему миру, Саргсян также сталкивается с вызовами, которые ему продолжает бросать армянская диаспора. Вебсайты двух основных организаций диаспоры в США, такие, как Armenian Assembly и ANCA, выразительно молчат по поводу проходящих раз в пять лет выборов в Армении. Популярный в США армянский певец Серж Танкян написал Саргсяну открытое письмо, в котором он говорит: «Масса людей, страдающая под вашей властью из-за коррупции и несправедливости, перевешивает чашу весов».
По словам эксперта, урок кавказской политики за прошедший год заключается в том, что общественное мнение — это не монолит, а волна. Недовольство может внезапно усилиться, появившись как будто из ниоткуда. Действующий руководитель пользуется авторитетом и лояльностью по умолчанию, но когда его власть начинает дрожать и колебаться, эта волна может смыть его. Именно так произошло прошлой осенью в Грузии, но этого не случилось в России и Армении, где за месяц до выборов Ованнисян набирал по опросам всего 10% голосов.