Смягчение позиций сторон, поиск компромиссов в Карабахском конфликте в результате расширения неформального общения не в интересах Баку. Об этом в статье “Новый фронт в карабахском конфликте” в “Независимой газете” пишет посол, экс-представитель России в Минской группе ОБСЕ Владимир Казимиров.
— Перемирию в Карабахе, достигнутому при посредничестве России, 12 мая исполнилось 20 лет. В разных странах эту дату отмечали, хотя и по-разному. Отмечали даже в Англии, которая не входит в Минскую группу (МГ) ОБСЕ, курирующую переговорный процесс. Меньше всего – в Азербайджане: проиграв войну 1991–1994 годов, официальный Баку не склонен ценить, что тысячи азербайджанцев спасены от гибели на фронте. Он не хотел бы признавать бессрочности прекращения огня и иногда вещает, что окончена не война, а только ее первый этап.
А в канун 20-летия Баку открыл новый фронт – внутренний: в стране начата зачистка известных лиц, которые не на 100% одобряют его силовую политику в нагорнокарабахском конфликте и даже позволяют себе грешить «народной дипломатией» – поддержанием прямых контактов с армянами, давно возведенными президентом в ранг извечных врагов.
Власти извлекли из Турции азербайджанского аналитика и журналиста Рауфа Миркадырова, обвинив его в измене родине, задержали сразу чету – Лейлу Юнус, известную правозащитницу с большим стажем, директора неправительственной организации – «Институт мира и демократии», и ее мужа Арифа Юнусова, политолога и историка.
Не остановило бакинских церберов и то, что с 14 мая с.г. Азербайджан – председатель Комитета министров Совета Европы (СЕ), то есть полгода должен играть ведущую роль в этой организации. Как выразился один из официальных политиков, Баку «будет руководить 47 странами». Не учел этот «руководитель», что Совет Европы считает уважение прав человека одной из главных своих целей. Какой же пример показывает Баку членам СЕ? Правда, далеко не в первый раз и наверняка не в последний. В этом вопросе он давно привлекает к себе внимание многих.
Дело не столько в заслугах или «проступках» схваченных лиц. Удар имеет целью пресечение самостоятельности суждений в сложнейшем, еще не урегулированном конфликте, требующем преодоления противостояния двух народов, их враждебности и ненависти, насаждаемых правителями.
Что касается самих лиц, подвергаемых репрессиям, мне не с руки выступать их защитником – с каждым из них пришлось немало спорить и лично, и публично по конкретным проблемам урегулирования карабахского конфликта. К тому же, например, в статьях Рауфа Миркадырова непременно были те или иные выпады, а то и инсинуации против России. Но сейчас речь все же не об этом. Налицо попытка задушить важный канал урегулирования серьезного конфликта на Южном Кавказе – столь необходимую «народную дипломатию», прямые контакты между двумя соседними народами, особенно между публичными деятелями и интеллектуалами, активными журналистами и политологами.
Смягчение позиций сторон, поиск компромиссов в этом конфликте в результате расширения неформального общения вовсе не в интересах Баку. Как раз наоборот, своей политикой, прослывшей «топорной», и не только за «подвиг» Сафарова (, ему надо обрубить эти контакты. Это на словах бакинские лидеры бьются за перемены, за перекройку статус-кво в урегулировании конфликта, а на самом деле как раз закрепляют его. Нетрудно догадаться почему.
Есть и еще кое-что, к чему мы уже привыкли в делах по Карабаху: обилие лжи. Так, чтобы усилить претензии к Лейле Юнус, выдают ее за полковника запаса, хотя у нее и нет звания. Помню еще со времен Эльчибея, что она не служила, а работала в Минобороны как гражданское лицо. Список политзаключенных в Азербайджане, собранный ею, выдают за перечень «террористов, изменников родины, сепаратистов, взяточников». Но и это не ново.
А как здравомыслящие люди должны оценивать экстравагантные выходки «правоохранительных» органов Баку? Отсутствие мандата на арест, снятие четы с авиарейса, многочасовые допросы задержанных с умыслом вымотать немолодую женщину, обыски, демонстративные оскорбления и унижения, сплошные угрозы, отказ от оказания медицинской помощи, подозрения и даже обвинения в шпионаже в пользу Армении и т.п.
Не пора ли сразу, чтобы не было потом поздно, поставить и в Страсбурге эти вопросы, прямо касающиеся прав человека, перед «руководителем» Европы – новым председателем Комитета министров СЕ?
материал полностью читать здесь