«17 октября судья суда общей юрисдикции административных районов Еревана Кентрон и Норк-Мараш Мнацакан Мартиросян вынес очевидно несправедливый вердикт Шанту Арутюняну и его друзьям», — говорится в заявлении партии «Армянский национальный конгресс».
«В условиях и без того необоснованно затянувшегося предварительного ареста гражданам, около года пребывавшим в заключении, назначены такие сроки заключения, которые свидетельствуют о мстительности правящего режима и попирании им элементарных моральных и правовых норм. Неслучайно, что очевидно несправедливый приговор был реализован руками пресловутого судьи Мартиросяна по «делу семерых», касающемся событий 1 марта [2008г., силовой разгон массовой демонстрации, протестующей против фальсификации президентских выборов, гибель 10 человек, арест сотен оппозиционеров].
В третьем пункте резолюции 1900 Парламентской ассамблеи Совета Европы под названием «Определение полизаключенный» представлены критерии данного понятия. Дело этих 12 граждан Армении полностью соответствует этому критерию резолюции, согласно которому, заключенный должен считаться «политическим заключенным», если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению», — говорится в заявлении.
Таким образом, партия признает их политзаключенными и заявляет при этом, что воспользуется всеми своими возможностями как в Армении, так и на международной арене для достижения их скорейшего освобождения.
«Это также станет одной из первоочередных задач начатой в Армении смены власти», — заключают авторы.
Арутюнян и его единомышленники обвинялись в совершении хулиганства 5 ноября с применением предметов, используемых в качестве оружия, статья предусматривает от 4 до 7 лет заключения. Мкртич Ованисян, Артур Маргарян и Ваге Мкртчян обвиняются в применении к представителю власти опасного для жизни насилия, предусматривается от 5 до 10 тюрьмы. Для несовершеннолетнего сына Шанта Арутюняна Шагена прокурор требовал 5 лет заключения. Айк Арутюнян обвинялся в хулиганстве, а также хранении значительного объема психотропных веществ, найденных во время обыска в его доме. Сам Арутюнян и его родные утверждают, что это лишь лекарство для собаки.
Также прокурор требовал арестовать Ваге Мкртчяна на 8.5, Альберта Маргаряна – на 8, Вардана Варданяна, Липарита Петросяна, Аветиса Аветисяна – на 6.5 лет, для Алека Петросяна и Айка Арутюняна – 6 лет, Мкртича Ованисяна – 5.5, Мисака Мнацаканяна, Армена Ованисяна и Тиграна Петросяна – 4 года лишения свободы. Геворгян ходатайствовал о штрафе в отношении Мисака Аракеляна в размере 50 000 драмов (порядка $120). Обвиняемые не признают свою вину, в частности, отмечая, что проведению шествия 5 ноября помешали провокаторы, а полицейские в гражданской одежде сами организовали столкновения.
Ряд местных и международных правозащитников признали их политзаключенными. Отметим, что до начала сидячей забастовки на площади Свободы в Ереване, после которой впоследствии было организовано шествие, Шант Арутюнян заявил, что начинает революцию.