Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в пятницу, 8 апреля, был в Москве. Спустя два дня после брюссельских переговоров глава МИД прибыл на встречу со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
За закрытыми переговорами последовала пресс-конференция. Выяснилось, что в Ереване появится новый памятник армяно-российской дружбе.
Кроме того, российской стороне не ясны обстоятельства недавнего инцидента в Карабахе (вторжение азербайджанских ВС в общины Парух и Караглух, находящиеся в зоне ответственности российских миротворцев), а потому — оценок дано не будет. К тому же, официальная Москва считает крайне неопределенной судьбу Минской группы ОБСЕ, с которой Ереван все ещё связывает некоторые надежды.
Ниже — ключевые высказывания, прозвучавшие на пресс-конференции:
Сергей Лавров: …Только в этом году президент России и премьер-министр Армении провели, наверное, полтора десятка телефонных разговоров и в ближайшее время возобновят очные общения. Мы рассмотрели подготовку к такого рода контактам.
…Россия остается ведущим торговым и интвестиционным партнером Армении: наша доля во внешней торговле превышает 30 процентов. Мы с удовлетворением отметили, что после спада, который был вызван коронавирусной инфекцией, нам удалось вернуть товарооборот на траекторию устойчивого роста.
В прошлом году он составил более 2.6 миллиардов долларов. Надо, наверное, уже в других валютах считать: мы с вами договоримся потом.
…В течение нынешнего года планируем поставить в Ереване памятник российско-армянской дружбе — единству на века.
Мы, в ответ на пожелания Еревана, содействуем увеличению в республике количества русских школ.
…С очень близких, а в большинстве случаев — с совпадающих позиций, мы говорили по актуальным международным проблемам.
…Говорили подробно о ситуации на Южном Кавказе: подчеркнули важность неукоснительного выполнения договоренностей лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020г и от 11 января и 26 ноября прошлого года. Подтвердили значение четкого выполнения российским миротворческим контингентом своего мандата. Затронули вопросы, которые обсуждались на уровне наших лидеров, включая создание комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы и дальнейших шагов по укреплению доверия и стабильности в приграничье. Об этом принципиальная договоренность была достигнута в Сочи в ноябре прошлого года… Надеемся, что в самое ближайшее время такая комиссия будет создана: по нашей оценке, каких-либо препятствий на этом пути нет.
…Конечно, нужно продолжать работу по решению гуманитарных проблем, по возобновлению встреч в рамках трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров, которая в предметном ключе согласовывает параметры возобновления транспортных и экономических связей. Вот узнали сегодня, что очередное заседание трехсторонней группы состоится в этом месяце.
…Россия готова оказывать содействие и той работе, которая сейчас развернулась между Ереваном и Баку относительно создания условий для заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Говорили предметно о том, в каком виде мы можем помочь нашим соседям запустить этот процесс.
Конечно, мы приветствуем процесс нормализации связей между Ереваном и Анкарой. Это должно способствовать оздоровлению обстановки в нашем общем регионе.
Отметили успешный запуск консультативной региональной платформы 3+3… У нас общее мнение, что эта площадка открывает дополнительные возможности для налаживания диалога и развития между многопланового сотрудничества между всеми странами Южного Кавказа и их соседями, и подтвердили нашу заинтересованность, чтобы грузинские коллеги присоединились к этому перспективному формату.
…Конечно, говорили о ситуации на Украине и вокруг нее. Мы подробно информируем наших друзей о ходе специальной военной операции, которая направлена на защиту жителей Донецкой и Луганской областей от военной угрозы, направлена на демилитаризацию Украины в контексте обеспечения гарантий безопасности, которые не будут предполагать ее блоковый статус, о том, как обеспечить нейтральный, безъядерный статус Украины за счет гарантий, не предполагающий участия НАТО.
… В целом, я очень удовлетворен итогами нашей встречи.
Арарат Мирзоян — ․․․Мой визит проходит в условиях, когда основной темой обсуждения между высшим руководством наших стран является ситуация на Южнов Кавказе, в и вокруг Нагорного Карабаха, на армяно-азербайджанской границе и, конечно, это в первую очередь действия, направленные на скатывание ситуации к гуманитарному кризису, это «авария» на участке газопровода, на подконтрольной Азербайджанским ВС территории, это постоянное нарушение режима огня, крайняя из которых — это на фоне других геополитических событий вторжение 24-ого марта азербайджанских ВС в Нагорный Карабах, в село Парух в зоне ответственности российского миротворческого контингента, это и постоянное муссирование коридорной тематики, негативно сказывающиеся на процесс, ведущий к разблокированию всех транспортных и экономической связей, это и фактическое блокирование деятельности международных структур в НК, это отказ от вывода проникших на территорию Республики Армения подразделений вооруженных сил и так далее.
Конечно, важнейшая часть наших с Сергеем Викторовичем обсуждений была посвящена именно этим вопросам. Хотел бы подчеркнуть вновь, что Россия сыграла ключевую роль в приостановлении азербайджанской агрессии против Нагорного Карабаха, развертывание российских миротворческих сил в НК было призвано быть фактором недопущения провокаций и обеспечения безопасности народа Нагорного Карабаха, и создания условий для восстановления нормальной жизни. Мы высоко ценим последующие посреднические усилия России, в том числе в рамках Минской группы ОБСЕ. Мы также высоко ценим усилия Российской Федерации, направленные на выполнение договоренностей 9 ноября 2020г, 11 января и 26 ноября 2021г.
… Я также представил позицию армянской стороны относительно начала переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, и в этой связи мною ещё раз была подтверждена важность полноценной работы сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Лавров — …Мы с самого начала инцидента, который произошел 24 марта, объявили, что наши военные на земле, наш миротворческий контингент занимается выяснением всех обстоятельств. Мы сегодня об этом говорили. Для нас до конца эти обстоятельства неясны: я бы не хотел сейчас забегать вперед и хотел бы никаких окончательных суждений не выносить.
Мы убеждены, что наши армянские друзья доверяют полностью нашему российскому миротворческому контингенту и что иногда звучащие призывы призвать к ответственности этот контингент, какое-то служебное расследование провести, не отражают реальное отношение армянского народа и армянского руководства
к той огромной роли, которую российский миротворческий контингент играет в поддержании стабильности в регионе. Да, небольшие инциденты случаются, и в этом контретном инциденте мы разбираемся: там есть вещи, которые требуют прояснения.
Что касается деятельности или даже будущего тройки сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Я не знаю, какова будет ее дальнейшая судьба.
Потому что наши так называемые французские и американские партнеры по этой группе в русофобском угаре, в стремлении отменить все и вся, что касается РФ, отменили и тройку сопредседателей Минской группы ОБСЕ, заявив, что не будут общаться с нами в этом формате.
Это их право. Если они готовы пожертвовать интересами урегулирования в Карабахе и в целом в Закавказье, если они готовы пожертвовать интересами, в данном случае, армянской стороны — это их выбор.
Они в числе своих приоритетов сейчас не только этот конкретный конфликт, но и все остальные конфликты и кризисы на земле делают заложниками русофобской политики, заставляя всех и вся прекращать взаимодействие в любых форматах, только чтобы доказать свою способность диктовать всем и вся свою одностороннюю волю.
Я считаю такой подход абсолютно безответственным. Нас он не выбьет из колеи. Мы привержены полностью, как и были, содействию урегулированию карабахской ситуации, привержены выполнению договоренностей, которые достигались в трехстороннем формате между лидерами России, Армении и Азербайджана. Выбор этот не наш.
Мирзоян — [О сопредседательства Минской Группы ОБСЕ] конечно же, текущая геополитическая ситуация в мире значительно осложнила работу сопредседательства, но, кстати,
до меня несколько другие новости доходят, учитывая весьма конкретные сигналы и сообщения, которые я получал от сопредседателей и от многих других стран,
я бы хотел подтвердить, что несмотря на то, что азербайджанские коллеги повторяют, что сопредседательство Минской Группы прекратило свое существование, что им нечем больше заниматься, поскольку нет больше нагорно-карабахского конфликта, нет больше такого даже региона под названием Нагорный Карабах- вот несмотря на все это, международное сообщество продолжает видеть урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках мандата сопредседательства Минской Группы ОБСЕ, что, должен сказать, весьма обнадеживает.Спасибо.
Пресс-конференция полностью: