В то время как Азербайджан и Турция имеют много общего в языке и культуре, у азербайджанцев тем не менее присутствует свое собственное многослойное самосознание, с сильным иранским, российским, европейским и кавказским наследием, которое отделяет их от Турции. Подобное мнение на страницах Hurriyet высказал Эльдар Мамедов — политический консультант группы социалистов и демократов в Европарламенте, выступающий как частное лицо.
В то время как азербайджанцы восхищаются экономическим динамизмом и военной доблестью Турции, пишет автор, они также ощущают, что их собственное общество — более прогрессивно из-за более высокого уровня грамотности, более глубокой секуляризации и более высокого уровня эмансипации женщин.
«Они гордятся тем, что являются родиной первой светской демократической республики, первой театральной постановки и первой оперы в мусульманском мире — эти факты совершенно необходимы для понимания их самовосприятия. В этом контексте любой предлог для покровительственного отношения со стороны «большого брата» Турции принимается предсказуемо плохо», — отмечает Мамедов.
Картину, по его мнению, еще более усложняют разная природа политических режимов в обеих странах и их внешнеполитические ориентиры. «Азербайджанское правительство стало последовательно менее терпимым к особым мнениям в последние годы, вплоть до того, что после недавних выборов оппозиция больше не представлена в парламенте. В то же время его подход к внешней политике был на удивление разумным и прозападным.
В отличие от этого, Турция может претендовать на то, чтобы считаться более демократической страной, чем Азербайджан, но ее внешняя политика при правлении Партии Справедливость и Развитие (ПСР) подвергается негативному влиянию из-за того, что ее деятели часто принимают желаемое за действительное, а также из-за происламистского уклона в отношениях с Израилем, Ираном, Суданом, а также из-за содействия ХАМАСу.
Результатом всего этого стало отдаление Турции и Азербайджана друг от друга по ряду международных и внутренних политических вопросов. Азербайджан, например, сохраняет тесные отношения с Израилем после того, как Турция поссорилась с еврейским государством. Азербайджан гораздо больше критикует нынешнее руководство Ирана, чем Турция, и его политика по отношению к Ирану идентична политике Запада.
Что касается внутренней политики, то многие в Турции считают Азербайджан авторитарным нефтегосударством, живущим без оглядки на такие вещи, например, как верховенство закона. Азербайджанцы, со своей стороны, даже те, кто серьезно критикует собственное правительство, обычно не видят каких-либо заслуг в «умеренном исламизме» в стиле ПСР.
Азербайджанские либералы, некогда надеявшиеся на то, что европейская интеграция Турции положительно скажется на Азербайджане, сейчас с тревогой смотрят на то, как свобода выражения мнений находится под все более серьезной угрозой в ПСР-овской Турции», — пишет Мамедов.