Иранские армяне братья Амик и Арамэ, которые неделю назад взорвали ереванский паб DIY (do it yourself – сделай сам), выпущены 15 мая на свободу под залог в 1 млн драмов (2500 долларов). Деньги внесли депутаты от партии националистического толка «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян и Грайр Карапетян.
Единомышленники преступников через соцсети обвиняют владельцев питейного заведения в «пропаганде гомосексуализма», «уничтожении армянской идентичности» и «создании угроз национальной безопасности». В адрес одного из владельцев DIY Арминэ Оганезовой, более известной как солистка панк-группы «Пинцет» Цомак, и тех, кто ее поддерживают, продолжают поступать угрозы. В соцсетях открываются группы, в которых размещают фото Цомак и ее друзей, приывая «уничтожать и сжигать им подобных».
Внесший залог депутат Минасян в интервью Panorama.am заявил, что лично знаком с юношами, которые оказались на скамье подсудимых: «Я считаю их нормальными людьми, и следствию еще предстоит выяснить степень угрозы обществу».
На вопрос, есть ли у Минасяна «некая позиция» в отношении секс-меньшинств, член «Дашнакцутюн» ответил: «Конечно, такая позиция имеется, но я бы не хотел, чтобы это использовалось в качестве основного аргумента против. В данном случае я уверен, что эти юноши действовали верно – в контексте нашей общественной и национальной идеологии. Другое дело, что причиненный ими ущерб должен быть возмещен».
Парламентарий также ответил на заявления Цомак о преследовании со стороны партии «Дашнакцутюн». «Я слушал Цомак вчера по телевизору и считаю, что ее вид (не хочу употреблять грубых выражений) уничтожает армянское общество».
Сама владелец бара 15 мая рассказала журналистам, что националистическая группировка из 30-40 человек, в которой состоят и упомянутые братья, угрожала ей с самого открытия паба весной 2011 года.
Взрыв бара Цомак связывает с ее интервью телеканалу «Еркир медиа», который контролирует партия «Дашнакцутюн». «Сначала я не хотела давать интревью, но журналисты заверили меня, что позиция руководства канала не повлияет на материал и что они считают мой концерт в Турции важным шагом. Потом я увидела репортаж, в котором они исказили сказанное мной и представили меня в качестве врага», — рассказала Цомак, которая, помимо концерта, приняла приглашение участвовать в стамбульском гей-параде, который объединил различные правозащитные движения Турции.
Цомак также опровергла заявления о том, что DIY — это клуб для геев: «К нам приходят разные люди. Я не собираюсь ставить гендерный или какой-либо иной «детектор» на входе. Никто не имеет права влезать в чужую личную жизнь, и я не собираюсь делать этого».
Участвующая в пресс-конференции писательница Виолет Григорян осудила атаку на паб: «Армянский народ обязан быть толерантным в первую очередь, потому что нас подвергли геноциду только за то, что мы отличались от турок. Пусть идут и поджигают дом-музей Сергея Параджанова, где представлены экспонаты гомосексуального искусства. Позиция, при которой исключается право на существование других, должна быть неприемлема в нашем обществе».