«Скучные выборы» прошли в селе Паракар Армавирской области Армении. Основное преимущество общины в том, что она расположена неподалеку от столицы, гордость — аэропорт «Звартноц», который в любом случае принадлежит Еревану.
Географическое положение приносит большие деньги небольшому Паракару. И хотя нехватки претендентов на власть не наблюдалось, борьба проходила в «семейной атмосфере»: конкурирующие между собой паракарцы дружно следили за перипетиями выборов в Гюмри.
По результатам прошедшего 30 марта голосования на выборах победил блок «Единство», кандидат на пост главы общины которого Володя Григорян представляет партию «Страна для жизни». Необходимости в создании коалиции нет. На втором месте партия власти «Гражданский договор», на третьем — «Национальный прогресс». «Стабильность» не преодолела проходной барьер. Результаты выборов никто не оспаривал: существенных нарушений не зафиксировано.
не в то время не в том месте
В период предвыборной кампании до нас доходили слухи о том, что одна из оппозиционных сил раздает взятки. Несколько поездок в Паракар не помогли подтвердить или опровергнуть их.
Местным известно, как общаться с журналистами: на все вопросы мы получали однотипные ответы «все кандидаты — наши детки», «мы ни на кого не жалуемся», «политикой не интересуемся», «езжайте в Гюмри — там интереснее».
Однако сельская солидарность, казалось, преувеличена. Предыдущие выборы в Паракаре привели к политическому столкновению. В 2021г. победил тот же Володя Григорян, кандидат «Страны для жизни». Но вступить в должность ему так и не удалось. Занявший второе место «Гражданский договор» объединился с расположившемся на третьей позиции «Блоком Давида Минасяна» — при условии, что вместо Григоряна Паракар 2.5 года будет возглавлять Минасян и столько же — Людвиг Гюльназарян («Гражданский договор»). «Страна для жизни» обиделась и решила бойкотировать.
Через 2.5 года Минасяна арестовали за то, что он не представил декларацию о доходах. Гюльназаряну же пришлось уйти в отставку спустя всего 4 месяца из-за ранения, полученного им в перестрелке на одной из ереванских автомоек.
Паракарцы, правда, уверены, что он просто «оказался не в том месте не в то время».
Правящая партия пыталась найти альтернативу Людвигу на праймериз, ставших модными в 2024г. Но предварительное голосование показало, что у «Гражданского договора» нет в Паракаре другого популярного кандидата. После победы на праймериз Гюльназарян стал врио главы общины и возглавил список ГД к внеочередным выборам, намеченным на 30 марта. И проиграл, как в прошлый раз, к тому же — с худшими показателями.
все для детей
«Все они — наши детки, наши соседи. Кого-нибудь да изберем. У нас не так плохо проходит, как в Гюмри», — повторяли избиратели, которых мы встретили на улицах Паракара.
Кого из «детей» выбрать? Предвыборные обещания не отличались оригинальностью: строительство школ, асфальтирование, туризм и прочее. Кандидат «Гражданского договора» намекал на перезапуск старого паракарского винного завода. Кандидат «Страны для жизни» обещал сделать детские сады бесплатными. В отличие от второго по величине армянского города Гюмри, здесь геополитические вопросы не поднимали. «Страна для жизни», ассоциирующаяся с Рубеном Варданяном, которого судят в Баку, иногда сетовала на «сдачу Арцаха».
На вопрос о программах партий случайные прохожие отвечали фразой «политикой не интересуемся». Программы неважны. Электорат руководствуется личными связями и местными авторитетами.
Нам встретились также Свидетели Иеговы. В голосовании они не участвуют, сохраняя политический нейтралитет по религиозным убеждениям. По их словам, родственника, работающего в местной администрации, не заставляют ходить на выборы. Показалось, что остальных заставляли. На злоупотребление административным ресурсом жаловалась оппозиция: «Гражданский договор» вербует сотрудников детсадов, школ, областных и государственных неторговых организаций.
Похвалы паракарцев удостоился не один кандидат: «до выборов помог с лечением ребенка», «помог мне с документами», «дорогу отремонтировал». Похвала походила на заявление о преступлении: благотворительность в ходе предвыборной кампании запрещена.
есть деньги, следовательно есть конкуренция
Паракар — это почти Ереван. С одной стороны аэропорт «Звартноц», с другой — село Чоррорд, которое в 90-х было присоединено к столице и стало кварталом Ахтанак. Через Паракар проходит магистраль, ведущая к аэропорту, она тоже принадлежит Еревану. Именно по этому коридору в общину поступают финансовые ресурсы. Прежде здесь действовали казино, теперь — мебельные магазины и объекты питания.
Получить здесь власть значит завладеть различными рычагами: приватизация земли, разрешения на строительство, связи и прочее. Власть и оппозиция взаимосвязаны с локальным и региональным бизнесом.
В 2021г. в рамках укрупнения общин к Паракару присоединили соседние сельскохозяйственные населенные пункты Айгек, Аревшат, Мердзаван, Баграмян, Таиров, Норакерт, Мусалер, Птгунк, защищающие Паракар от возможного разрастания Еревана.