Гюмрийский кризис с органами местного самоуправления разрешится внеочередными выборами в конце марта 2025 года. До тех пор «главным» во втором по величине армянском городе будет глава местного подразделения Единой соцслужбы Сарик Минасян. Прежде чем назначить его временно исполняющим обязанности градоначальника, правящая партия «Гражданский договор» организовала в Гюмри трехдневный праймериз. Почти месяц у города не было ни главы, ни действующего Совета старейшин.
Праймериз — новшество в армянской избирательной практике — нечто, что не предусмотрено, но и не запрещено законом. После преждевременного устранения правящего в общине «Блока Баласанян» «Гражданский договор» назначил врио главы общины — иначе организовать внеочередные выборы не удалось бы. Предполагалось, что исполняющим обязанности станет глава местного отделения партии, депутат Национального собрания Карен Саруханян. Накануне назначения его родственники оказались замешаны в небольшом наркоскандале, и Саруханян лишился должности. Затем в отставку ушел губернатор Ширакской области Мушег Марудян, считавшийся человеком из его ближнего окружения.
За отсутствием у правящей партии фаворита было решено провести праймериз — предварительное голосование. Цель — выяснить, кто из местных членов «Гражданского договора» наиболее популярен. Кандидатов было 7. Молодые партийцы ходили по доставшимся им адресам и просили население Гюмри выбрать одного из кандидатов в тайном голосовании. Праймериз походил на соцопрос и предвыборную кампанию. Большая часть населения не понимала смысла мероприятия.
— Почему мы должны выбирать между «Гражданским договором» и «Гражданским договором»?
— Время придет — пойдем на нормальные выборы.
— Кто мне газ проведет — того и выберу.
Люди в основном участвовать в процессе не хотели. За два часа проголосовали 6 человек, 14 отказались.
— В нашем доме мужчин нет, кто я такая, чтобы делать выбор.
— Сестричка, жены дома нет, я один голосовать не могу.
— Не участвую — и все!
Электорат был пассивен. Агрессию проявляли в основном сторонники экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна. Он лишился должности при Серже Саргсяне, после смены власти в 2018г. проходил по нескольким уголовным делам. В городе ходят слухи, что на предстоящих внеочередных выборах он «пойдет ва-банк и попытается взять реванш».
журналист из Еревана: — Праймериз организовали, потому что у «Гражданского договора» нет нормального кандидата в Гюмри?
журналист из Гюмри: — У «ГД» в Гюмри и популярности нет.
журналист из Еревана: — А Никол?
журналист из Гюмри: — У Никола есть, да.
На выборах 2021 года победил «Блок Баласанян», тотчас создавший коалицию с правящей силой. Год назад «Гражданский договор» в одностороннем порядке расторг меморандум о сотрудничестве и стал местной оппозицией.
В октябре в рамках двух разных уголовных дел был задержан сын экс-мэра Самвела Баласаняна, бывший вице-мэр Сурен Джаноян. В отношении нескольких членов их команды было начато уголовное преследование. Оппозиционная пресса назвала это попыткой надавить на политических оппонентов. В знак протеста все члены «Блока Баласанян» в Совете старейшин сложили мандаты, мэр и вице-мэр покинули занимаемые должности.
В Гюмри неожиданно воцарилось безвластие. Глава клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян считает, что для «Гражданского договора» случившееся стало скорее неожиданностью, чем спланированной программой. В свое время Барсегян был членом Совета старейшин Гюмри, он знаком с уголовным делом от отчуждении земель и убежден в отсутствии уголовно-правовых оснований для его возбуждения.
«Как партия «Гражданский договор» не мог инициировать подобное уголовное дело. По всей видимости, это была инициатива 1-2-х человек, чтобы как-то оказать давление на «Блок Баласанян». Им и в голову бы не пришло, что те могут полностью оставить городскую власть», — сказал Барсегян в беседе с Epress.am.
Он уверен, что в предстоящих внеочередных выборах команда Баласаняна участвовать не будет.
«Сложно и входить в политику, и выходить из нее. В этом смысле нужно помнить, что Баласанян Самвел занимал очень удобную позицию до становления главой общины Гюмри: [был местным олигархом] и депутатом, избранным по мажоритарной системе. В 2012-ом Серж Саргсян, рассердившись на Вардана Гукасяна — «ты всегда обещаешь мне и Республиканской партии блестящие голоса, а в результате мы получаем в Гюмри 23-26%» — и решил отправить его домой, предложив Самвелу Баласаняну быть мэром. Кто мог отказать Сержику?
На мой взгляд, для него это было грузом: ввязываться в тяготы… это действительно мучение, да еще в таком городе. Но когда на назначаемые должности ты приводишь верных себе людей, руководишь городом вместе со «своими», возможно, в закупках фиксируются результаты, которые идут на пользу твоему бизнесу, и множество людей начинает ждать от тебя чего-то, просить, ты становишься местным решалой. Сразу взять и уйти не получится».
Депутат Ваагн Алексанян, координирующий праймериз «Гражданского договора», считает необоснованными эти предположения. По его мнению, на протяжении прошедших месяцев его партия вела себя как конструктивная оппозиция. То есть проходил уголовно-правовой процесс, не имевший политической подоплеки.
Ваагн Алексанян: — Такие процессы происходят периодически, вне зависимости от того, представитель какой политической команды находится в центре событий. Уверен, вы видите публикации прессы [по коррупционным делам] об уголовных преследованиях в том числе в отношении представителей нашей партии.
Epress.am: Но уже наблюдается закономерность: в городах, где «Гражданский договор» проиграл на выборах в органы местного самоуправления, сразу или через какое-то время возникает политический кризис, зачастую — по причине уголовного преследования в отношении мэра.
Ваагн Алексанян: — Есть другая, более интересная тенденция. В крупных городах, где ГД проиграл, он проиграл людям, прежде занимавшим должность мэра. Ознакомьтесь с индексом восприятия коррупции до 2018 года. Жители этих городов всегда придерживались мнения о том, что в их городах есть системная коррупция, злоупотребления. Эти коррупционные дела в какой-то момент раскрываются.
Epress.am: — Вы периодически признаете, подтверждаете, что коррупция в Армении носила и носит системный и повсеместный характер.
Ваагн Алексанян: — Сейчас коррупция не системная.
Epress.am: — В общинных структурах до сих пор существуют откаты, странные закупки, подозрительные решения об отчуждении…
Ваагн Алексанян: — Смотрите, в чем дело…
Epress.am: — Дело в том, когда мы об этом вспоминаем.
Ваагн Алексанян: — Нет. Совсем недавно прошли аресты в общине, где мы являемся абсолютным большинством. Системной считается коррупция, из-за которой тебя, по большому счету, не арестовывают. То есть вся схема расчерчена: такой размер составляет откат, такая часть отката уходит правоохранительным органам, столько-то передается верхушке, столько — на ступень ниже верхушки. Арестов нет — все в ладах с процессом. Когда делается не так, подобное происходит. Может быть такое, чтобы одна коррупционная группа действовала организованно, другая — супер организованно, но до тех пор, пока система не направлена полностью на загребание денег, рано или поздно произойдут аресты. Возможно, чей-то арест запоздает, ход уголовного дела не будет удовлетворять нашим ожиданиям, но я уверяю вас — не может быть, чтобы кто-то спокойно занимался коррупцией и в его дверь никогда не постучали.
***
Победа Сарика Минасяна в праймериз отчасти обусловлена его должностью начальника соцслужбы. В прошлом он руководил отделом бюджета и доходов общинной администрации. До марта 2025г. Минасян будет врио, а на внеочередных выборах возглавит список «Гражданского договора». Как говорят в партии, будет логично, если к тому времени беспартийный вступит в их ряды. Депутата Давида Арушаняна, занявшего в ходе праймериз второе место, назначат губернатором Ширака.