13 мая решением премьер-министра ВРИО главы Ванадзора был назначен Аркадий Пелешян, заместитель бывшего мэра, арестованного по обвинению в коррупционных преступлениях, известного в административном центре Лорийской области наличием у него ряда бизнесов и полукриминальным прошлым. Избранный членом Совета старейшин Пелешян стал временно исполняющим обязанности мэра благодаря сомнительной законодательной реформе, инициированной правительством.
Выборы в органы местного самоуправления состоялись 5 месяцев назад: бывшего градоначальника Мамикона Асланяна арестовали сразу после переизбрания. Несмотря на то, что возглавляемый им блок победил на выборах, сформировать большинство им не удалось. До сих пор не проводилось ни одного заседания Совета старейшин, как и не был избран новый мэр. Для выхода из политического кризиса власти вывели на первый план лидера Рабочей социалистической партии Армении, занявшего второе место, известного по прозвищу Ака Аркадия Пелешяна, политическая карьера которого ознаменовалась избиением священнослужителя (за то, что лидер ванадзорской Армянской евангелистской церкви Рафаэль Григорян не поддержал его на выборах 2016 года, Пелешян жестоко избил священнослужителя. Тогда дело до суда не дошло в связи с «примирением сторон»).
16 мая мониторинговая миссия «Независимый наблюдатель» выпустила заявление, требуя отмены наделившей Пелешяна должностью ВРИО законодательной реформы и решения о назначении. В заявлении говорилось:
— Поправки к закону об Органах местного самоуправления, вступивших в силу 12 мая 2022 года, предусматривают, что в Органах, формируемых по пропорциональной избирательной системе, ВРИО главы общины может назначаться член Совета старейшин общины. Логика этой поправки непонятно в том смысле, что, согласно поправкам от 1 апреля 2022 года, премьер-министр Армении назначает ВРИО главы общины, если в течение 20 дней после принятия полномочий членами Совета старейшин не проводится первое заседание или в течение двух недель не избирается глава общины и полномочия Совета старейшин прекращаются. То есть с этой поправкой, сделанной по прошествии месяца, выходит, что исполнительный орган берет на себя исключительное полномочие избранного Совета старейшин и самостоятельно решает или предопределяет, кто из избранных членов Совета старейшин должен возглавить общину.
В сложившейся в этом контексте ситуации, если после выборов в органы местного самоуправления заседание не состоялось, ВРИО главы общины должны были назначить раньше и им должен был стать другой человек. Или нельзя было применять эту статью и полномочия Совета старейшин нужно было прекратить преждевременно за отсутствием заседаний.
Авторы поправок, вступивших в силу 6 и 12 мая 2022 года, представляли поправки в Национальном соборании в качестве способа избежать разночтений, а не нововведения, так как из регулировок закона об ОМС следовало, что статус члена Совета старейшин несовместим с главой общины, административным главой и ВРИО только в случае мажоритарной избирательной системы. Между тем, эта вторая поправка предоставляет исполнительному органу возможность назначать временно исполняющего обязанности главы общины, в результате чего фактически член Совета старейшин от партии или фракции, не пользующейся достаточной поддержкой для избрания руководителем общины, может попросту быть навязан общине главой исполнительной власти. На следующий день после внесения поправки, 13 мая 2022 года, премьер-министр Армении назначил ВРИО Ванадзора члена Совета старейшин Аркадия Пелешяна.
Назначение Пелешяна в подобных обстоятельствах предполагает, что досрочного прекращения полномочий Совета старейшин общины не предусматривается и, вероятно, предусматривается избрание главы общины Советом старейшин, избранным 5 декабря 2021 года.
В своей озвученной в апреле позиции Союз Независимый наблюдатель отметил, принятые поправки никоим образом не разрешают ванадзорский кризис, в основе которого лежит судебный запрет на проведение заседание органа по вопросу избрания руководителя Совета старейшин. По оценке блока, данный запрет неприемлем и является несоразмерным вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.
Из-за этого запрета Совет старешийн Ванадзора бездействует уже 5 месяцев. Тем не менее, исполнительная власть не прекращает полномочия Совета старейшин или пытается найти системные решения, а подгоняет законодательство под одного человека и прямым вмешательством предрешает такое избрание руководителя общины, которое не отражает предпочтений избирателей.
В той же мере, в какой неприемлем необоснованный судебный запрет на заседания Совета старейшин, неприемлема и спекуляция этим запретом для своевольного толкования, видоизменение и применение закона.
Утверждаем, что совершаемые в настоящее время сегментарные действия противоречат принципу независимости органов местного самоуправления, допуская их прямое и содержательное вмешательство в процесс формирования органов местного самоуправления, препятствуют становлению органов местного самоуправления, формируемых по пропорциональной избирательной системе и вместо того, чтобы разрешить, усугубляют существующий в Ванадзоре кризис.
Учитывая описанное выше, требуем отменить поправку, вступившую в силу 12 мая, и совершенное на основании этого назначение от 13 мая.