Члены правозащитной организации «Хельсинская ассоциация» не намерены входить в рабочую группу, создаваемую при военной прокуратуре Армении, которая будет изучать уголовные дела по факту смерти в ВС Армении с 2011 года.
О ситуации вокруг рабочей группы Epress.am побеседовал с председателем «Хельсинкской ассоциации» Микаелом Даниеляном и военным экспертом этой же организации Рубеном Мартиросяном.
Микаел Даниелян
Даниелян заявил, что регламент комиссии создан для того, чтобы военный эксперт правозащитной организации Рубен Мартиросян не вошел в комиссию. В частности, в заявлении военной прокуратуры отмечается, что правозащитные организации могут участвовать в деятельности рабочей группы посредством своих представителей, адвокатов по образованию, которые должны владеть знаниями в сферах уголовного права и уголовного производства. Между тем, военный эксперт Рубен Мартиросян, лучший, по словам Даниеляна, в своей сфере, не является адвокатом по образованию.
«Они прекрасно понимают, что Мартиросян – единственный правозащитник, действительно занимающийся раскрытием убийств в армии, и запрет на него положен уже в регламенте». По словам Даниеляна, лучшие правозащитники, как правило, не имеют адвокатского образования.
Даже при отсутствии запрета, продолжает наш собеседник, члены их организации не стали бы участвовать в работах комиссии.
«Мы считаем, что подобные комиссии создаются с одной целью: сохранить имидж, который хотят создать наши власти. У нас есть ряд примеров таких комиссий – по 27 октября [1999г., расстрел парламента], 1 марта [2008г., силовой разгон мирной акции сторонников оппозиционного кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна], общественная группа, будто осуществляющая мониторинг в тюрьмах. Так называемые системные правозащитники входят в эти комиссии и в качестве щитов становятся перед нашим военно-полицейским государством, защищая их от давления со стороны международного сообщества по тому или иному вопросу», — заявил Даниелян.
В случае давления со стороны международного сообщества, по мнению председателя правозащитной организации, армянские власти находят выход из ситуации – создают комиссию.
«Приведу пример тюрем, которые были в ужасном состоянии. Они создали комиссию, а в тюрьмах ничего не изменилось. Сотрудничество властей и правозащитников через создание комиссии – худший вариант. Вообще, сотрудничество с такой властью неприемлемо для правозащитников», — заключил Даниелян.
Рубен Мартиросян, в свою очередь, заверил, что при наличии высшего госоргана, заинтересованного в осуществлении правосудия, все без исключения члены создаваемой комиссии оказались бы в тюрьме. «Позволять преступникам обсуждает совершенные ими же преступления – и аморально, и нелепо».
Рубен Мартиросян
По мнению эксперта, заявление военного прокурора показывает, что эта структура является не государственным, а частным органом.
«Военная прокуратура заявляет, что отказывается от проведения следствия по делам об убийствах, совершенных до 2011 года. В таком случае как понять то обстоятельство, что на сегодняшний день расследуются дела об убийстве Тиграна Оганджаняна, Валерия Мурадяна, Араика Аветисяна. Эти убийства были совершены до 2011 года. То есть расследование этих дел ведется военным прокурором формально? Он не намерен проводить эффективных следствий и наказывать виновных?», — заключил Мартиросян.