24 июля Уголовный суд в ереванском административном районе Аван рассматривал сразу два иска магазина одежды Zara. В рамках одного из дел молодая женщина обвинялась в «тайном хищении чужого имущества в крупных размерах». Она украла зеленое платье за 32 900 драмом (порядка $84).
Согласно обвинительному заключению, женщина, находясь в гардеробной магазина, сорвала с наряда магнитную бирку, «привязала ярлык к платью, заранее принесенному в магазин», сдала его сотруднице гардеробной и ушла.
Zara обратилась в полицию. После распространения кадров с видеокамер начались поиски. Женщину нашли, забрали в отделение, а теперь судят. Это было уже пятое заседание по «нарядному» делу. Мелкая авантюра превратилась в семейный раздор: девушку в суде сопровождал отец, запрещавший ей говорить.
Через «сверхперегруженные» армянские суды прошло около 100 подобных дел. В роли истца выступает испанская корпорация «Индитекс», владелец крупных сетей магазинов (Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius). Она работает более чем в 90 странах мира — напрямую или через ритейлеров. Чистая годовая прибыль компании — около 5 млрд. евро.
Индитекс предоставляет бедным возможность выглядеть как богатые. Продукция «копирует» коллекции последних фэшн-недель, создает общедоступные модные тренды. Сверхприбыль обеспечивают сверхпотребление, эксплуатация и хорошие юристы.
Производство аутсорсят в бедные страны. Большая часть прибыли остается корпорации, юридическая ответственность ложится на периферийные компании.
Например, в 2011 году Бразилия закрыла работающую на сеть магазинов Zara фабрику, на которой людей эксплуатировали практически в рабских условиях. «Индитекс» заявила, что не знала об этом.
В 2013-м выяснилось, что обрушившийся в Бангладеше цех шил одежду в том числе для Zara: под завалами полуразрушенного здания остались 1134 человека, в основном — портные, работавшие за плату от $38 до $68. «Индитекс» заявила, что не знала и об этом.
В 2016 году Би-Би-Си провела расследование, выяснив, что турецкие фабрики Zara эксплуатируют малолетних детей и беженцев. В 2020-м специальный доклад обнародовал ASPI: китайские фабрики, поставляющие продукцию Zara, Adidas, H&M, Nike, Uniqlo, Victoria’s Secret, BMW, Land Rover, Lenovo, LG, Dell, ASUS, Acer, Samsung, Apple, принудительно заставляют работать уйгуров. Люди эксплуатируются там в тяжелейших условиях, живут в закрытых общежитиях, тем, кто отказывается работать, грозит тюрьма. «Индитекс» либо опровергала эти сведения, либо повторяла, что не знала о происходящем.
Время от времени испанскую корпорацию обвиняют в краже дизайнерских работ: например, компания бесплатно присвоила работы Тьюздей Бассен, Катрина Малайка, Тэйлор Маккинни и Камиллы Рек. Юристы заявили, что все совпадения случайны. «Индитекс» пользуется прострой лазейкой: мы не «ворует» чужую интеллектуальную собственность, а «вдохновляется» популярными «визуальными стилями».
Вернемся в Армению. Компания выступает здесь в роли «пострадавшей» стороны.
Например, в 2015 году 42-летнюю женщину обвинили в причинении имущественного ущерба ритейлеру «Индитекс»-а и приговорили к штрафу в размере 200 000 драмов. Сотрудники Zara поймали ее с поличным, но вместо того, чтобы забрать одежду, вызвали Полицию, возбудили уголовное дело, официальный представитель фирмы посетил 5 судебных заседаний, в итоге одежду на 48 000 драмов — 2 пары мужских брюк и одна блузка — «подарили» осужденной.
В 2017 году за кражу сорочки (за $36) в магазине Zara 19-летнего парня приговорили к полумиллионному штрафу, а его 16-летнего товарища отправили под пробационный контроль и частичный домашний арест. При даче показаний в суде представитель компании заявил, что в результате совершенного молодыми людьми «преступления компании был причинен имущественный ущерб на 13 900 драмов», «компания отказывается примиряться с подсудимыми» и «хочет, чтобы их привлекли к уголовной ответственности», а «признанную вещественным доказательством сорочку» вернули в магазин.
Большинство вердиктов были обвинительными, штраф составлял от 100 000 до 500 000 драмов. Над каждом из дел работали несколько полицейских и следователей, целый суд, прокурор, парочка платных юристов.
Кого-то осудили за кражу сорочки за 6 000 драмов или одеколона за 7 000. В случае рецидива их могут посадить.
Очевидно, вопрос не в размере «имущественного вреда», а в политическом принципе. Мать 4-х детей Асмик Саргсян до сих пор содержится в абовянской тюрьме строгого режима за кражу консервов и 60 000 драмов. Все помнят, как полицейские, заломив ему руки, задерживали мужчину, укравшего печенье в супермаркете SAS. Если судят тех, кто крал по нужде, осудят и тех, кто украл ради удовольствия.
«Закон обязует нас вызвать Полицию», — сказала Epress.am бывшая сотрудница Zara.
«Zara уважает местные законы. Уголовный кодекс не устанавливает порог за кражу. Это проблема законодательства, а не бизнес-субъекта».
Один из нынешних работников объяснил: существует определенный порог допустимых потерь, заранее внесенный в бизнес-план. В магазине периодически производятся расчеты: приемлемый порог никогда не преступали. За украденное магазин не делает удержаний из зарплат сотрудников. «Мелких краж в Армении меньше, просто их воспринимают болезненнее».
37.9% арестантов армянских тюрем осуждены за преступления против «собственности». После 2018 года ряды мелких и средних «воров» пополнили расхитители крупного калибра: чиновники, бизнесмены, родные чиновников и бизнесменов. Всех их давно освободили.
И хотя считается, что ценовая политика корпорации универсальна, в Армении, где средний доход в несколько раз ниже, товары «Индитекс»-а продаются почти вдвое дороже чем на европейском и американском рынках. Праздничный наряд, стоящий в Армении 34 000 драмов, в условной Греции продают за 50 евро — 21 000 драмов.