«В стране не может быть сферы, в которой все очень хорошо, когда все остальные в плохом состоянии, и к этому нужно отнестись с пониманием». Об этом заявил депутат от фракции «Армянский национальный конгресс» Арам Манукян в ходе обсуждения в Национальном Собрании доклада Омбудсмена Карена Андреасяна. В начале своего выступления парламентарий выразил недовольство тем, что Защитник прав человека не прибыл в НС, чтобы выслушать замечания депутатов. Также Манукян отметил, что Омбудсмен не может быть против системы, как и не в состоянии привести в порядок всю систему.
Тем не менее, депутат указал на «достаточно положительные отрывки» доклада, заметив, что Омбудсмен работал очень педантично. Вместе с этим секретарь фракции АНК коснулся очень важной, по его словам, темы, которая должна была стать основной в докладе.
Речь о деле «1 марта», по поводу которого Андреасян написал в докладе, что за 6 лет не зафиксирован прогресс, права правопреемников погибших открыто попирались, и необходимо принять эффективные меры для быстрого завершения дела. «Это не решение. Здесь проблема не в сроке, а в раскрытии [дела]», — сказал Манукян.
По его словам, родные погибших и пострадавших 1 марта 2008г. не верят в правосудие: некоторые родители жертв скончались, кто-то уже уехал из страны, а дело остается нераскрытым.
Арам Манукян напомнил заявление генпрокурора Агвана Овсепяна о том, что все детали дела раскрыты. Депутат назвал данное высказывание бесстыдной ложью.
«1 марта должно было стать гвоздем, стержнем доклада Омбудсмена, потому что преступления такого рода, такой бойни в течение последних лет не было. Это испытание и для Омбудсмена». В заключительной части своего выступления парламентарий отметил, что хотя в докладе есть положительные стороны, система защиты прав человека в плачевном состоянии, документ имеет политический подтекст и зависит от политики властей.
Напомним, что на следующий день после выборов президента, 20 февраля 2008г., на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасываниями бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров. Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие.
Площадь была захвачена и блокирована. Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Ночью людей окружили сотрудники правоохранительных органов, позже в город вошли подразделения армии. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время запретили деятельность нелояльных к властям СМИ.