Рузан Петросян
«… очень поздно»
видеоинсталляция
из групповой выставки «Горизонт событий», инновационный центр экспериментального искусства НПАК, 12․04-23․05․2025
из описания работы
«Горизонт событий — это точка невозврата. Она напоминает нам о границах — и космических, и человеческих. Но какая граница у здоровья, когда оно зависит от цифр?
Данная инсталляция представляет реальность, в которой лечение больного трансформируется в финансовое испытание. Она подчеркивает несправедливость системы и невозможность что-либо изменить.
Недавно я потеряла брата. Не могу сказать точно, могли ли врачи спасти его или, по крайней мере, продлить ему жизнь. Но то, с чем я столкнулась в системе здравоохранения, было ужасно. Медицина — та сфера, где первостепенное значение должна иметь жизнь, но в Армении она превратилась лишь в бизнес. Когда зарплаты несравнимо ниже колоссальных расходов на лечение, когда жизнь превращается в цифры, а лечение — в глубокий финансовый кризис, здоровье перестает быть правом и становится роскошью.
Данная работа есть попытка выявить систему, в которой человеческая жизнь зависит от цифр суммы, лечение равноценно банкротству, а болезнь превращается в торговлю. Система здравоохранения Армении ставит людей на горизонт социальных событий — точку, по ту сторону от которой выхода нет.
Инсталляция визуально демонстрирует цифровой дисбаланс больничных выплат, лекарств и зарплат, приглашая зрителя к сравнению и самоотражению.
Развешенные на стенах бумаги напоминают чеки контрольно-кассовых аппаратов, на которых значатся больничные расходы, цены на лечение и медикаменты, а также — размер зарплат.
Эти узкие и длинные купоны — свидетельства времени и стоимости, которые мы обычно прячем в карманах или выбрасываем.
Здесь горизонт событий становится метафорой, разве справедливо платить за то, чтобы жить?».
со страницы Рузан Петросян в Фейсбуке:
(4 февраля, 2025)
— месяц назад мой брат ушел из жизни «легкой рукой» врачей. нынешние актуальные темы не дают разглядеть очень важную параллельную проблему, очевидцем которой ты становишься, когда тебя знакомит с ними суровый закон жизни. медицина такая вещь, это не математика, любому врачу может сойти с рук ошибка, и он приводит аргументы, профессионально хватаясь за мыльные пузыри. сейчас я не хочу говорить об этом, потому что и не отрицаю: была болезнь, возможно, ситуация была патовая, однако я также не исключаю неадекватности врача, которому не хватало цивилизованного отношения и человеческого подхода к тем, кто ухаживал за больным… безразличие.
декабрьской ночью, в субботу-воскресенье, когда брат мучился от боли, врач, вероятно, готовил свой предпраздничный свиной окорок. а молодая неопытная дежурная женщина-врач предлагала уйму обезболивающих. а когда уже ничем не поможешь, слышно лишь их заученное наизусть бормотание: боли для такой болезни — обычное дело. как-то он снова мучился от боли, попросила сделать КТ, чтобы они хоть узнали, от чего это, но они говорят «КТ аппарат в выходные не работает». то есть мучайся до понедельника.
можно ли было спасти или продлить брату жизнь, лишь Богу известно. может, как-нибудь в следующий раз напишу о профессионализме врачей (не хочу исключать и того, что у нас имеются также блестящие люди-врачи).
какая в Армении система здравоохранения? что творится в больницах? мягко говоря, ГРАБЕЖ!!
в курсе ли Минздрав? знакома ли ему одиссея больного? имеет ли оно представление о созданной им системе? старается ли немного представить себе состояние попавшего в больницу больного? интересно, как с этим у вас?
вкратце представлю случай брата:
первый день в больнице Микаелян: консультация у гастроэнтеролога — 25 000 драмов, различные обследования — 243 000 драмов, из которых те, что на 120 000, не были необходимы, так как им и без них было ясно, что это не их пациент. раз уж пришли — ограбим.
растянули еще на несколько дней…
обследования N2: 200 000 драмов, просто потеря времени, так как его результаты нашего врача даже не заинтересовали.
следующий этап
Гематологический центр: врач предлагает стационарное лечение в больничных условиях, стоимость которого составляет 280 000 драмов, в эту сумму входит лечение и медикаменты, не считая химиотерапии.
(6 сеансов химиотерапии, каждый из которых 550 000 драмов)
что происходит?
в больнице, сдирающей с каждого пациента столько же и больше, нет элементарных условий, лифты не работают, действуют только специальные лифты для персонала, у работников есть чипы. нужно часами искать того, кто откроет лифт (иногда тяжело больным приходится спускаться на первый этаж, их, кстати, сопровождают родные). в коридорах больницы нет даже кулера, стульев, в палатах отсутствуют средние условия для ухаживающего за больным. только жесткий стул. более того, в отделении нет исправного градусника, пациентам говорят приносить с собой, большую часть ежедневных медикаментов ухаживающий покупает за свой счет (4000-25 000 драмов), хотя до принятия пациента на стационарное лечение говорили обратное…
я хочу спросить, уважаемое Министерство здравоохранения, Анаит Аванесян, правительство, Никол Пашинян и т.д., посчитали расход? если у кого-либо из граждан Армении нет таких денег или он живет один, ему не помогают родственники из заграницы, что с ним станется?
это позор. почему вы не пересматриваете медицинскую систему? почему невозможно вылечиться со 100-процентным медицинским страхованием?
на каких основаниях и по каким расчетам вы установили этот грабеж?.. в отделении всего одна дежурная медсестра, которая уже не в состоянии присматривать за больными, из-за чего может возникнуть множество недоразумений, проблем (и возникают), если пациент не проявит бдительность. потому что один человек не в состоянии осуществлять дежурство в течение целого дня, обслуживая 11 и более палат. это также является нарушением прав работника и большим нарушением! я не чувствую, что нахожусь в крепком государстве, мне, как гражданке Армении, хотелось бы чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя уверенно в своем государстве, а не сталкиваться с реальностью, в которой врач с высоким рейтингом обеспечивает больнице большую прибыль — больше, чем остальные. страшно.