Хирург ереванского медцентра «Эребуни» Ара Варданян отказался оперировать пациента с диагнозом ВИЧ. Об инциденте сообщила правозащитная организация «Реальный мир, реальные люди». Ни хирург, ни учреждение не извинились перед пациентом.
Сотрудник организации рассказал Epress.am, что у пожилого мужчины проблемы с желудком. Он обратился в больницу с направлением из поликлиники.
«О своем статусе он сначала не сказал, так как не знал, понадобится операция или нет. Его обследовали: врач Ара Варданян заключил, что нужна операция. За день до операции пациент сообщил врачу, что у него ВИЧ.
По словам мужчины, Варданян стал обвинять его в присутствии персонала (третьих лиц), даже кричал на него: «Почему ты не рассказал раньше? А медсестры, которые брали у тебя кровь? А если бы медперсонал заразился?». Оперировать он отказался», — рассказал собеседник.
Пациента выписали без каких-либо объяснений и «бумажек».
«Он одинокий пожилой человек, родных и друзей в Ереване у него нет. Приехал на операцию из района, готовый остаться в больнице, но его отправили обратно.
Мы поговорили с представителями медцентра, чтобы ему разрешили хотя бы переночевать. Оставили, но на следующее же утро отправили домой. Даже не сказали, может ли он потом обратиться повторно, сделают ему операцию или нет. Оказывать услуги отказались устно».
По словам соцработника, у мужчины третья группа инвалидности, на нем часть расходов на операцию, другая — за счет госзаказа. Из-за отказа врача операцию отложили на неопределенный срок.
После этого случая с Ара Варданяном связались правозащитники.
«Спрашиваю врача «на каком основании вы отказались оперировать человека? Имеет ли значение его статус?». И врач мне прямо ответил «да, именно ВИЧ и имеет значение». Я попросил предоставить отказ от операции на основании наличия ВИЧ. Мне, говорит, нечего представлять, хочет — пусть жалуется.
Мы беседовали минут 50. Когда врач узнал, что мужчина намерен обратиться в Министерство, его манера разговора изменилась: «Без проблем, прооперирую, он виноват в том, что раньше не сказал, пусть принесет историю болезни, обещаю сделать эту операцию, на том и кончим».
Ранее врач не просил пациента предъявить историю болезни, аргументируя отказ совершенно иначе. По словам правозащитника, Варданян и в беседе с ним поделился беспокойством за медсестер, осуществляющих забор крови, говорил о замене инструментов и необходимости изолировать мужчину от других пациентов.
«ВИЧ — очень нестабильный вирус по сравнению, к примеру, с тем же гепатитом. К любому пациенту врачи должны относиться как к потенциальному носителю инфекции. То есть они обязаны соблюдать правила безопасности в любом случае, вне зависимости от того, сообщает пациент о ВИЧ-е, гепатите или другой инфекции. В конце концов, человек может и не знать, что является носителем. Ответственность всегда на медперсонале, хотя они пытаются свалить вину на человека с ВИЧ или другого пациента». Собеседник заметил, что беспокойство врача за «осуществляющих забор крови медсестер» или «смену приборов» в этом контексте кажется как минимум странным.
И хотя после разговора с правозащитниками Варданян согласился сделать операцию, возвращаться к нему пациент не желает. «Сложно быть уверенным в том, что после такого отношения тебя нормально примут и прооперируют».
Подобные ситуации возникают не только в МЦ «Эребуни». «С таким отношением в учреждениях здравоохранения мы сталкиваемся часто: они нарушают тайну, проявляют дискриминацию, обсуждают между собой, разговаривают грубо, с пренебрежением, обвиняют».
Правозащитники отмечают, что в Армении нет эффективных механизмов привлечения к юридической ответственности врачей или медучреждения, хотя недискриминационное и уважительное отношение, врачебная тайна закреплены в статях 14 и 28 закона «О медицинской помощи и обслуживании населения» как право пациента и обязанность врача.
«В случаях, когда врач отказывается предоставлять услуги, мы просим предоставить основания отказа в письменном виде, потому что врач не может просто написать на бумаге «я отказываюсь из-за ВИЧ». Опыт показывает, что они и не пишут.
Мы в основном обращаемся в Минздрав. Министерство реагирует быстро. Были случаи, когда врачу делали выговор. Но учитывая большое число таких случаев, неизвестно, меняет выговор что-то или нет. Я не могу уверенно сказать, что данный механизм точно действует», — заключил собеседник.