17 мая в селах Агавнаванк, Гош, Тегут, Хачардзан, Агарцин, Овк и городе Дилижан Тавушской области Армении прошло голосование по увеличению общин. Однако референдум никого в области не интересовал, за исключением жителей сел, которых вопрос объединения касается. В разговорах с жителями областного центра Иджевана корреспонденты Epress.am выяснили, что многие даже не знают о референдуме. А те, кто был в курсе, говорили, что им это неинтересно. На наблюдение о том, что это голосование – пилотная программа, и в будущем их общины также могут быть объеденены, почти все отвечали одинаково: «И без того много проблем. Придет время, подумаем». Знакомый с ситуацией в области, но пожелавший остаться неизвестным собеседник считает бессмысленным чего-то ждать: «Высокого процента участия не будет, люди не ждут от властей ничего положительного, на самом деле проведение референдума бессмысленно, так как есть политическое решение об объединении и этого не скрывают». Кроме того, отметил собеседник, на местах чиновники в областной администрации и прибывшие из Еревана даже не оказывали на местах серьезного давления.
Другой собеседник также заверил, что общины будут объеденены, даже если никто не проголосует «за», потому что «получили европейский грант, который должны использовать».
Отсутствие интереса
17 мая, в день референдума, мы наблюдали за тем, как сбываются эти предсказания. В 6 общинах присоединяться к Дилижану не хотели: здесь не связывают надежд с референдумом и теми, кто обещает хорошую жизнь. В голосовании люди не участвуют, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, сельчане оскорблены формальным характером референдума. Ранее первый заместитель министра территориального управления и по чрезвычайным ситуациям Ваче Тертерян заявил, что хоть референдум и обязателен, при помощи его просто хотят узнать мнение населения: согласно конституционным реформам 2005 года, окончательное политическое решение по вопросу объединения принимает Национальное Собрание.
Неопределенность и безответные вопросы
Одна из причин недовольства – неопределенность и безответные вопросы о сути программы объединения общин. Ранее общины посетили некоторые представители правительства и, казалось, объяснили, чем маленькие общины уступают крупным, однако, по словам сельчан, ни на один из их вопросов четкого ответа не дали.
Они поняли, что для правительства, в первую очередь, важно сократить расходы благодаря устранению сельских администраций, кроме того, осуществить какие-то программы на грантовые средства, к примеру, основать производственные объединения, где будут работать люди из всех общин.
Правда, деревня уже давно не верит этим обещаниям: как сказал один из жителей села Агарцин, подобных обещаний было много, но для села ничего не делалось.
«В обещанном нет ничего такого, чего не мог бы сделать сейчас наш сельский глава». По его словам, обычно выделенные на программы деньги «съедают наверху».
Жителям общин не сообщили также, какие именно проекты могут быть реализованы.
«Ведь написано «да», «нет», но мы не знаем, что обсуждаем. Говорят «голосуйте, проект мы составим потом»», — сообщил житель Овка.
Будет ли решен вопрос транспорта?
Как добираться в центр из отдаленных пунктов новой общины? По словам сельчан, по новой программе, на местах должен быть 1-2 человека, занятые документацией, и не будет нужды часто ездить в Дилижан. Жители сел Гош и Овк в один голос заявляют, что это не может быть эффективно: эти люди не всегда смогут ответить на все вопросы, и все равно придется отправляться в центр, кроме того, местные не верят в продолжительность действия института представителей.
Всю серьезность проблемы транспорта мы поняли в селе Овк, не спрашивая мнения недовольных. Центр находится в 4 км. от межгосударственной дороги, а дорога в село труднопроходима: в последний раз ее асфальтировали в 90-ые, общественного траспорта здесь нет. Овк отделяют от Дилижана 27 километров. 2 года назад из Овка в Иджеван (17км) ходил автобус, теперь и его нет. Для сельчан, с трудом добывающих себе хлеб насущный, даже поездка в Дилижан может превратиться в неразрешимый вопрос.
Окончательная потеря суверенитета
Людям в общинах хочется хоть иногда принимать решения самостоятельно. После увеличения общин, по их мнению, это право у них окончательно отберут.
«Имени моего не пишите [многие наши собеседники просили выключить диктофон], но скажу, что я человек, который всегда в оппозиции. У нас все отбирают», — сказал мужчина лет 60-ти, которого мы встретили на одной из улиц Овка.
Он предполагает, что в будущем у села будет представитель в Совете старейшин общины. «Из села побольше будут двое, но в основном в Совете будут дилижанцы. Их не будут интересовать мои проблемы, ни одну проблему Овка не решат, а эти проекты в основном будут реализовывать в Дилижане».
В другой общине сказали, что Дилижан превратится в лакомый кусочек, и уже ходят слухи, что следующим мэром города станет брат президента Армении Левон Саргсян.
Житель Овка сообщил, что на встрече представители правительства так и не уточнили, назначат местного ответственного за связь с центром, или он будет из Дилижана. «Глава села из нашей общины, со всеми знаком, спрашиваем, можно ли дать половину земельного налога в конце месяца, с зарплаты, он соглашается. А в Дилижане мне к кому обращаться? Если не заплатить, меня оштрафуют».
В Овке, Гоше, Агарцине понимают вопрос оросительной и питьевой воды, на что также не было четкого ответа «сверху». В этих селах нет установленной платы за воду и водяных счетчиков, так как они сами провели себе воду из горных источников, между тем, в Дилижане установлены счетчики, и в новой общине сельчан могут обязать платить за воду.
«Нам не сказали, поставят ли на наши источники счетчики. Поговаривают, что поставят. Когда у кого-то возникают проблемы с трубами, приходит сельский глава и мы вместе чиним. Что будет потом? Мне ехать в Дилижан и говорить начальнику водоканала, чтобы он приехал и починил?». — недоумевают в Агарцине.
Существует и вопрос выделения земель. Принадлежащие общине земли и так продаются без аукционов. «И вдруг мы видим, что какой-то ереванец строит дачу», — сказала жительница Гоша, выражая обеспокоенность, что мэр Дилижана совершенно не будет считаться с мнением общины и отдаст земли «чужакам».
В Дилижане в основном «за»
Программу, по большей части, одобряют в Дилижане. У избирательных участков мы побеседовали с голосующими, выразившими радость в связи с увеличением города. Однако ответить на вопрос о том, что это даст дилижанцам, они не смогли.
Две молодые девушки попытались даже представить ситуацию в качестве конфликта между Дилижаном и Иджеваном.
«Это были наши села, потом Иджеван их забрал, теперь мы возвращаем. Мы доберемся до Иджевана», — пригрозила одна из девушек.
Только один дилижанский избиратель высказался в пользу того, чтобы оставить решение за селами, а не спрашивать у Дилижана.
Дилижан и другие
Референдум об увеличении общин в Тавушской области вдвойне абсурден. В Дилижане избирателей больше, чем во всех селах вместе взятых, и даже если все они проголосуют против, а Дилижан – за, пройдет мнение, преобладающее лишь в одной общине. С другой стороны, как отмечалось выше, есть заявление замминистра Тертеряна о том, что правительство может не учитывать результаты голосования.
По обеим причинам в селах мало кто пошел голосовать. В Овке на положение 13:00 почти из 350 избирателей приняли участие 40 человек. Сказали, что в селе находится порядка 200 избирателей, остальные уехали на заработки в Россию, и в лучшем случае в референдуме примут участие процентов 40. Молодые люди, стоявшие неподалеку от избирательного участка в Овке, в ответ на наш вопрос сообщили, что не намерены голосовать.
К 15:45 на одном из избирательных участков Агарцина проголосовали 250 человек, между тем общее число избирателей на 1500 больше. По прогнозу собравшихся во дворе сельчан, на выборы явятся максимум человек 350-400.
И в Дилижане, где большая часть опрошенных одобряла объединение, потока людей к участкам не наблюдалось.
Таким образом, власти Армении в очередной раз отличились: в бедной стране потрачены деньги на событие, результат которого был известен заранее, при этом более 20 общин окончательно лишены суверенитета.
Кнар Худоян
Армен Меликбекян