Главной темой выступления лидера армянской оппозиции, первого президента Левона Тер-Петросяна на митинге 9 ноября стало наличие в стране политзаключенных. Выбор темы, по его словам, обусловлен тем, что в Ереване проходит «Форум гражданского общества. Евросоюз-Армения».
— Конгресс никогда не ставил перед собой задачи выбить из европейских чиновников слово «политзаключенные» в адрес плененных оппозиционеров. В этом нет необходимости, так как международное сообщество уже давно признало наших товарищей в качестве политзаключенных, предпочитая использовать вместо данного термина его определение. Так, в трех заявлениях (4.03.2008, 12.03.2008, 10.03.2010) руководства Евросоюза они названы «арестованными в связи с политической деятельностью» (detained in connection with their political activities).
В резолюциях Парламентской ассамблеи Совета Европы 1609 и 1620 их определили как «арестованных на основе искственных и политически мотивированных обвинениях» (detained on artificial and politically motivated charges)։
Более того, резолюция ПАСЕ 1609 описывает действия армянских властей как «фактический разгром оппозиции» (a de-facto crackdown on the opposition by the authorities), а коммисар СЕ по правам человека Томас Хаммарберг – как «политическую вендетту» (political vendetta).
Во всех упомянутых документах есть призыв об освобождении из тюрем представителей оппозиции. Того же, «выражая убеждение правительства США о том, что вопрос находящихся в неволе 13 человек требует быстрого решения», потребовала во время своего визита в Армению глава Госдепа Хилари Клинтон.
Мне лично неизвестен ни один случай, когда международное сообщество потребовало бы, например, освобождения уголовного преступника.
Более важно то, что из геополитических соображений мировое сообщество не прилагает должных усилий для освобождения политзаключенных. Это делается с целью заставить Армению пойти на уступки в армяно-турецком и карабахском вопросах.
Не стоит забывать также, что СЕ и ОБСЕ объединяют в основном представителей правящих в странах-членах партий, которые склонны руководствоваться инстинктом солидарности, придерживаться этикета и не создавать лишних хлопот друг другу.
Не следует также сбрасывать со счетов фактор бюрократизма, стремление наладить хорошие отношения с властями страны, сохранить за собой свои должности, что присуще, в основном, руководителям представительств ЕС, СЕ и ПАСЕ в Армении.
Поэтому на наши запросы они зачастую отвечают следующим образом:
1. «Становление демократии – долгий процесс, и не следует ожидать в этой области идеального положения. Западная демократия, насчитывающая более 200 лет становления, также не защищена от провалов и недочетов». Признаюсь, не легко возражать такой безупречной истине, которая, однако, является не чем иным, как дешевым трюком уйти от конкретного ответа.
2. «С точки зрения демократии Армения находится в лучшей ситуации, чем, скажем, Афганистан, Сомали, Зимбабве и так далее». Согласен, в этих странах нет ни одной независимой газеты, а в Армении, по крайней мере, есть хотя бы две. Во время выборов в этих странах убивают сотни человек, а в Армении — всего десять. В случае с подобными доводами мы имеем дело с проявлением подсознательного расизма, суть которого в следующем: «Вы недостойны быть сравненными с развитыми демократиями. Сравните себя с более отсталыми, по сравнению с вами, странами».
3. Неэффективно и опасно применять санкции в отношении авторитарных режимов. Наоборот, следует завоевать их симпатию и постепенно втянуть на поле реформ. От санкций и лишения членства в международных организациях ситуация в них еще более ухудшится». Этот довод также кажется убедительным, только неясно, почему регламентом СЕ предусмотрены санкции.
4. «Международные организации не могут непосредственно вмешиваться во внутренние дела стран-членов, тем более заниматься неблагодарным делом – сменой режима». Во-первых, они очень даже вмешивались и меняли режимы, когда им было надо, в Югославии, Афганистане, Ираке и в других местах. Во-вторых, никто из нас не представлял подобного требования международным организациям и не собирается этого делать. Наше единственное требование заключается в том, чтобы эти организации строго контролировали ход выполнения обязательств страна-членами, в данном случае Арменией, и осуществляли в соответствии с этим свои полномочия.
5. «Деятельностью международных организаций, в частности СЕ, недовольны как власти, так и оппозиция Армении. Это факт, который свидетельствует об их непредвзятости и принципиальности». Однако, это может говорить и об обратном.
Таким образом, кроме борьбы с авторитаризмом в стране, мы вынуждены преодолевать инертность международных организаций, призванных утверждать демократию и защищать права человека.