Главная / Армения / На всех найдутся свои ассанжи. Что открывал нам Че Гевара XXI века?

На всех найдутся свои ассанжи. Что открывал нам Че Гевара XXI века?

Тайное неизбежно становится явным, утверждал писатель, но и не предполагал, какие для этого могут существовать методы. Джулиан Ассанж нашел свой метод. Нашел уже давно.

Основатель сайта WikiLeaks высоко сидел и далеко глядел. Прежде чем пересесть в тюрьму (а затем и выйти оттуда), он обозрел горизонты и предвидел любой для себя исход этой авантюры века, имеющей большие и пока не до конца предсказуемые последствия.

«Взгляни на дорогу, — говорил король Алисе в Зазеркалье, — кого ты там видишь?» «Никого», — отвечала Алиса. «Мне бы такое зренье – видеть никого, да еще на таком расстоянии», — вздыхал в ответ король. Ассанжа, кстати, видели и не на таком расстоянии, но не придавали большого значения до тех пор, пока он сам не обратил на себя внимания, а заодно, и на многочисленных политиков, чиновников во всем мире.

Есть расхожее мнение, что Ассанж не открыл особо ничего нового. По этому поводу вспоминается старый анекдот: Идет человек по улице и разбрасывает листовки. Люди поднимают, а они пустые. – Мужик, ты чего пустые листовки разбрасываешь? –спрашивают. В ответ человек разводит руками: — А что писать, и так все ясно!

Значит, секрет Полишинеля? Но Полишинель – шут. Задира и насмешник. Ассанж явно не такой. А если все его дело – секрет Полишинеля, то зачем было лицемерить и делать вид, что никто ничего не знает, тогда как очевидным, оказывается, было все, что выложено на сайте WikiLeaks? Любопытно, что повсеместная поднадзорность, всеобщая открытость, видимость, существование как на ладони вполне устраивали тех самых людей, многие из которых оказались в документах сайта-разоблачителя. И как только сами они стали «открытыми», все перемешалось в общем доме.

Черепаха Тортила, вручая Буратино золотой ключик, говорит ему, что этим ключом надо  открыть какую-то дверь, а какую именно – старая черепаха давно уж позабыла, возможно «триста лет тому назад». Ключик Ассанжа что-то раскрыл, то ли дверь, которая открыла миру правду и дорогу к очищению, то ли ящик Пандоры, на дне которого осталась нам всем теперь одна лишь Надежда. Скорее – второе, потому что в планах самого Ассанжа не было повсеместное распространение и приумножение правды, а, по всей видимости, — парализация заговорщицкого авторитарного режима США, каким ему представляется режим Штатов.

Правительства, скрывающие информацию (любую, по всей видимости) от своих налогоплательщиков, очевидно, по мнению Ассанжа, являются нелегитимными, организации, обманывающие общественность, тоже не идеальны, а, стало быть, Ассанж призван раскрыть любые тайны.

Будут ли последствия для США подобны последствиям Уотергейтского дела – покажет время. Разница в том, что действия широкомасштабной акции Ассанжа ощущают на себе  правительства, чиновники и организации по всему миру от Ливии до Ирана и Италии, от России до Великобритании и Пакистана. Но также по всему миру проходят акции в поддержку основателю WikiLeaks. Голливуд готовится снять о нем сразу несколько фильмов.

Ассанжу, видимо, самому не дано было предугадать, как его слово отзовется. Но дано было предвидеть, сколько людей потенциально или реально готовы ему помочь в «продвижении правды» по миру. Ведь в настоящем, но уже цифровом мире, прозрачном и опутанном всемирной паутиной, в которой, такой легкой и безбрежной, есть терабайты тайной и просто нераскрытой информации!

И как на любой нарыв найдется скальпель, так и на ту самую до поры и до времени копящуюся и неведомую нам информацию найдутся свои ассанжи. Если ружье висит, то оно обязательно выстрелит, иначе – это совсем другой спектакль. Сторонников Ассанжа на самом деле так много, что когда основатель WikiLeaks обратился к своим сторонникам с просьбой собрать 500 тысяч долларов для освобождения, то деньги были собраны менее чем за два дня. И почти 1400 сайтов разместили у себя копию материалов сайта-«оригинала».

Мир условно можно разделить теперь на эпоху до WikiLeaks и после. WikiLeaks – своего рода испытание ядерного оружия, начало мировой войны, но только лучше точнее определить, в каком именно мире. Теперь троянский конь – лишь мелкая пакость. Еще вопрос: когда закончится война? И кто будет победителем, кто проигравшим?

После войны в любом случае изменится расклад и ситуация в мире. Но дело еще и в том, что совсем уже скоро, по всей вероятности, не надо будет информацию откуда-то красть, выуживать, добывать обманным путем и распространять ее по миру. Она будет доступна уже только потому, что будет существовать. Ее невозможно будет утаить в принципе.

Соединенные Штаты весьма обеспокоены происходящим, но оно, может быть, и понятно.
Любопытно обратить внимание на то, что буквально за две недели до начала публикации
дипломатической переписки, как писала недавно газета «Ведомости», радетель Интернет-
технологий, ведущий консультант госдепартамента США по инновациям Алек Росс на конференции в Чили пламенно говорил о противостоянии открытых и закрытых обществ, в которых, открытость, конечно, побеждает. И, видимо, в сердцах, сказал, что современные сетевые технологии – это «Че Гевара XXI века». «Значит ли это, что вы их тоже попытаетесь уничтожить?» — метко парировали Россу.

Сетевые технологии и сетевой мир спустя пару недель сильно потревожили Штаты. Че Гевару удалось уничтожить в Боливии, Ассанжа удалось поместить в тюрьму. При этом системы Visa, Master Card, PayPal прекратили обслуживание сайта WikiLeaks, который получал финансовые пожертвования, и натолкнулись на широкомасштабные акции многочисленных сторонников сайта. Ассанж, его дело и сторонники далеко не повержены.

Разоблачения Ассанжа продолжаются, и к чему они приведут – покажет время. Нам, как людям, заинтересованным в получении информации, действия Ассанжа любопытны. Чем полнее картина мира, чем больше мы получаем информации, тем лучше. Но о том, к чему приведет всеобщее бурление и зачем именно оно было нужно Ассанжу, мы можем только предполагать.

Если делу время – потехе час, то мне очень хотелось бы знать, где начинается и где заканчивается дело Ассанжа и когда был, есть или будет его час потехи.