«Джульетта из тбилисских армян была, а Ромео мегрел по нации – вот тебе и самая печальная повесть на свете, – очень убедительно шутил таксист Марлен, подвозя меня к одной из станций московского метро. – Конечно, никогда бы родители не дали им пожениться… Нация – как авиация: ее беречь и развивать надо». К слову сказать, Марлен – армянин солидного возраста – оказалось, уже четвертый десяток лет женат на женщине не своей национальности. Дети, внуки – брак, казалось бы, счастливый. Однако подрастающему поколению «невест и женихов только среди своих искать буду», – уверенно заявил «водила с шашечками». Об этом на сайте «Московского комсомольца» пишет Аслижан Оршогдугова.
— Спорить не стала… Во-первых, по всему было видно, что заявление это основано на горьком опыте и перченой практике. Во-вторых, согласна с ним была во многом. А в нынешнее антитолерантное время и вовсе бы под каждым словом подписалась.
Ругайте – не ругайте СССР, но то время «анодовым», что ли, было (в смысле – положительно заряженным). Или социальные изъяны так качественно маскировались, или действительно по правильным принципам жили – уважать умели. Причем уважали все – и язык чужой, и культуру, и обычаи, и традиции. Национальный вопрос не затрагивали, а затронув, обходились без оскорблений, ругательств и, уж тем более, кровопролитий. Что касается межнациональных браков, то они были явлением довольно частым, вполне обыденным и отнюдь не постыдным. В бывшем Советском Союзе к концу 80-х примерно каждая шестая семья состояла из представителей различных национальностей. Понятное дело, что это довольно значительная прослойка, во многом влиявшая на развитие важных процессов в обществе: демографических, этнических, социальных и других. Факты свидетельствуют, что в советский период процесс образования этнически смешанных семей нарастал. Если в 1959 г. их количество составляло 5,2 млн., или 10,2% всех браков в стране, то в 1979 г. – 9,9 млн., или 14,9%, а в 1989 г. – 12,8 млн., или 17,5%).
Сегодня межнациональные семейные союзы для одних – не комильфо, для других, наоборот, – мир безграничных возможностей и многообещающих перспектив. Так ли безоблачны эти перспективы? Настолько ли легко справиться с кругом дополнительных, «бонусных» проблем, которые сваливаются на супругов, кроме предсказуемой притирки в быту и ссор с тещей и свекровью? И почему молодые люди вступают в официальный союз (или, тем более, предпочитают в него вступать) с противоположным не только по полу, но и национальной принадлежностью человеком?
«ЛЮБОВЬ ЗЛА…» (причина №1)
Безусловно, ведущая роль за чувствами. Любовь – это наиболее весомый резон, толкающий людей подчас на самые необдуманные по¬ступки. Влюбленные, окрыленные, вам нет дела до каких-то мелочей, вроде ЕГО многочисленной родни, скажем, из Дагестана и ЕЕ абсолютной, грубо говоря, этнической неспособности приготовить хинкал. Зачем заморачиваться? Сделан самый важный выбор – наконец найден человек, который пойдет по жизни с вами рука об руку, будет надежной опорой, защитой, хранителем семейного очага. Нет желания и (без обид) разума, мудрости, если хотите, заглянуть хотя бы ненадолго в недалекое будущее. И представить, какие барьеры – языковые, культурные, какие препятствия в виде тра¬диций, обычаев придется преодоле-вать не один месяц, год (а то и, как в случае с таксистом, десятилетия), прежде чем вас примут за своего (свою), начнут видеть в вас полно¬правного члена семьи, рода, клана.
ЗА. Иногда любовь бывает настолько сильной, а желание быть с человеком настолько непреодолимым, что «чужак» приживается в новой для себя атмосфере гораздо быстрее, чем можно ожидать, становится более родным и уважаемым, нежели кровные родственники. Межнациональные семейные союзы (как и национально-традиционные, в принципе), скрепленные сильными чувствами – это семьи, где есть счастье. А в счастливой семье и дети воспитываются порядочные и дисциплинированные, и родители подают своими отношениями положительный пример подрастающему поколению. Ведь не секрет, что все – как хорошее, так и плохое – начинается с семьи.
ПРОТИВ. Однако, к сожалению, идеализировать кого-либо и что-либо, в том числе чувства, не стоит. Они имеют свойство заканчиваться. И тогда на смену любовной эйфории может прийти суровое прозрение. А заключаться оно будет опять же в прямо пропорциональных вещах: ОН нервничает, что за столько лет вы так и не запомнили дату возрождения балкарского народа. ВЫ злитесь, что в вашем присутствии родственники продолжают разговаривать на своем родном языке, не заботясь о том, понятен он вам или нет. А в это время дети сохраняют вынужденный нейтралитет, потому как единственным понятным для них языком является общегосударственный (например, русский). Праздники – вещь относительная: если один из родителей позволяет себе о них забыть, то с детей и подавно взятки гладки. Дети как раз в межнациональных семьях и становятся, грубо говоря, жертвами космополитизма,- пишет Оршогдугова.