Докладом Специальной следственной службы о событиях 1-2 марта 2008 года уничтожается вся правовая система Армении. Об этом в интервью Epress.am заявил представитель Армянского национального конгресса в Группе по сбору фактов о тех событиях Андраник Кочарян.
«Как можно было расследуемые в течение 4 лет очевидно раскрываемые убийства представлять как не подлежащие раскрытию дела. Одновременно с этим убитых в докладе рассматривают в качестве преступников, а убийцы продолжают работать в соответствующих структурах и не несут какого-либо наказание. По сути, доклад был об этом», — отметил Кочарян.
Комментируя проведение повторного следствия по делу «1 марта», он заявил, что тем самым было выиграно время для того, чтобы «сделать народу сюрприз в преддверие Нового года».
«Они не случайно выбрали время так, чтобы избежать последовательной реакции. Это рассчитано на европейские структуры, которые заявят, что с них нечего требовать, мол, довольствуйтесь этим. Но это никого не удовлетворит, и общество продолжит бороться за раскрытие преступлений и убийств 1-2 марта», — сказал Кочарян.
Напомним, что в докладе ССС события весны 2008-го представляются как «массовые беспорядки». Отмечается, что «вечером 1 марта первые выстрелы из разных видов огнестрельного оружия были произведены из толпы, из которой были брошены первые гранаты и другие взрывные устройства, а действия представителей правоохранительных органов были нацелены на усмирение толпы и предотвращение вооруженных нападений».
В документе содержится версия о том, что причиной смерти полицейского Гамлета Тадевосяна так и военнослужащего срочной службы Тиграна Абгаряна явились «действия участников массовых беспорядков». Так, согласно документу, Гамлет Тадевосян погиб «во время пресечения очередного вооруженного нападения со стороны участников массовых беспорядков, примерно в 21:15, на улице Григора Лучаворича, от ранения, полученного в результате срабатывания взрывного устройства, брошенного пока неустановленным участником беспорядков». Согласно докладу, после этого, принимая во внимание возможность потерь среди личного состава во время столкновений с толпой, полицейские силы отступили на улицу Лео, где Тигран Абгарян был смертельно ранен «выстрелом из автомата, произведенным в его направлении одним из участников массовых беспорядков». ССС зафиксировала, что там находился снайпер войск полиции, который «заметил стрелявшего», «открыл огонь в направлении преступника», ранил его в ногу, но преступнику удалось скрыться, и «следствие по установлению его личности продолжается».
Что касается погибших гражданских лиц, то следственный орган отмечает, что, по меньшей мере, двое из погибших – Гор Клоян и Закар Ованнисян — были вовлечены «в массовые беспорядки» другим погибшим – Арменом Фарманяном. Последний в докладе представлен как «человек, который, будучи привлеченным и финансируемым бывшим депутатом Национального Собрания Акопом Акопяном, набирал группы людей, раздавал участникам массовых беспорядков металлические прутья и бутылки с зажигательной смесью, руководил их действиями». Закар Ованнисян, согласно докладу, пришел на место беспорядков «в нетрезвом состоянии» и в полночь получил огнестрельное ранение со стороны неизвестного лица.
Следственный орган зафиксировал, что «следы от выстрелов», имеющиеся на осколках газовой гранаты «Черемуха-7», ставшей причиной смерти Гора Клояна, Армена Фарманяна и еще одного погибшего – Тиграна Хачатряна, «не пригодны для идентификации конкретного оружия, и поэтому не было установлено, в результате выстрела из какого именно оружия погибли отмеченные лица», хотя круг полицейских, применивших спецсредство «Черемуха-7», известен.
Никаких новых сведений, касающихся установления лиц, нанесших огнестрельные ранения, по меньшей мере, 5 погибшим, в докладе нет. После описания всех обстоятельств смерти следственный орган отмечает, что «полиции и службе национальной безопасности даны распоряжения установить и найти виновных».
Напомним, что на следующий день после выборов президента, 20 февраля, на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасываниями бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров. Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие. Площадь была захвачена и блокирована.
Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Ночью людей окружили сотрудники правоохранительных органов, позже в город вошли подразделения армии. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.