Президент Армении Левон Тер-Петросян выступил 22 апреля 1995 года на научном совете, посвященном 80-й годовщие Геноцида армян. В своей речи он говорил о причинах осуществления резни в Османской империи, участии армянских политических сил и сутуации, сложившейся после 1991 года. Свое мнение Тер-Петросян выразил в 7 пунктах.
«1. Геноцид армян не следует объяснять расовым, религиозным, этническим антагонизмом армянского или турецкого народов, либо социально-экономическом соперничеством, так как сформированный в Османской империи modus vivendi на протяжении веков мог обеспечить более или менее мирное проживание. Правда, это проживание основывалось на абсолютно неравном положении христианских и мусульманских народов, однако государство пыталось обеспечивать некоторый баланс.
Геноцид армян был чисто политической программой, продиктованной конкретными интересами Османской империи. Следовательно, всю ответственность за организацию, разработку и проведение геноцида армян несет султан Гамид.
2. Европейские сверхдержавы — Англия, Франция, Германия и Россия — в 1878-1914 годах не только не сделали ничего практического для проведения реформ в армянских губерниях Османской империи, но и своими несогласованными действиями создали угрозу для физического существования армян.
При этом повышенным интересом к Армянскому вопросу сверхдержавы раздразнили Османскую империю, но ни на секунду не задумались о гарантировании физической безопасности народа. Этим и измеряется степень их моральной, а в случае с Германией непорсдественной вины в вопросе Геноцида.
3. Учитывая несоразмерность сил армянского народа и Османской империи, а также разногласия между сверхдержавами в вопросе Востока, не трудно признаться, что в этой битве насмерть армяне изначально были обречены.
Армянский народ, несмотря на нечеловеческие усилия, не смог остановить чудовищную программу Османской империи, тем белее, что у армян, к сожалению, даже не было представления об этой программе.
4. Существующее мнение о том, что армянский народ мог избежать катастрофы, отказавшись от идеи содействия вмешательству европейских стран во внутренние дела Турции и попытавшись решить вопрос восстановления армянских областей непостредственным сотрудничеством с властями, далека от реальности, так как, вне зависимости от воли армян, европейские государства не могли более отказываться от политики влияния на Турцию под предлогом восстановления армянских районов.
Вместе с этим, мы обязаны констатировать, что оба потока армянской политической мысли — клерико-буржуазной и революционной — хоть и непоследовательно, но время от времени пытались сотрудничать с турецкими властями, пиком чего было сотрудничество «Дашнакцутюн» с «Иттиатом» (правящая партия «Иттиат ве тераки» — «Единство и прогресс» — ред.).
По причине этого сотрудничества бдительность армянского народа совершенно притупилась, и промежуток времени с 1908-1914 г.г. не был использован для подготовки к самообороне.
Как бы горько это ни было, нужно признаться, что оба потока армянской политической мысли не сумели не только прервать государственную программу уничтожения армянского народа, что, как уже отмечалось, было почти невозможно, но также предпринять хотя бы элементарные шаги для сведения ее последствий к минимуму.
5. Последнюю возможность избежать если не геноцида, то его последствий, армянский народ потерял в 1914 году, когда по решению 8-го общего съезда Армянской революционной федерацией «Дашнакцутюн» в Эрзруме, партия обязалась участвовать в объявленного в Османской империи всеобщего призыва в армию.
И хотя, проигнорировав военные сборы, армянскому народу не удалось бы предотвратить запрограммированную расправу, и, более того, таким образом у властей появился бы дополнительный весомый повод для оправдания массового насилия. Но при этом можно было сохранить боеспособность населения во многих местах. В Тароне можно было организовать более серьезную самооборону и избежать полного уничтожения.
6. В 1920 году, продолжая сохранять верность странам Антанты, руководство Республики Армения не смогло верно оценить сложившуюся с усилением Советской России и кемальской Турции новую ситуацию, из-за которой были потеряны как независимость Армении, так и часть ее территорий.
7. Сегодня Армения и Турция как государства-соседи обязаны утвердить взаимовыгодные торгово-экономические связи и при помощи добрососедских отношений постепенно преодолеть исторические разногласия и восстановить взаимное доверие между народами, для чего от сторон требуется проявить соответствующую политическую волю и нравственную позицию».