Авторитетное американское издание «New York Times» 3 апреля выступило с объемной статьей о нападениях на пожилых армянок в Турции, отметив, что эти нападения вызвали страх в армянской общине.
Газета пишет, что акты насилия могут стать возрождением пыток прошлого, возможно, что это – признаки будущей напряженности, поскольку Турция готовится столкнуться со 100-летием Геноцида армянского населения в последние годы существования Османской империи.
Хотя до 2015 года остается еще 2 года, однако в стране уже поднимается вопрос о том, какое влияние окажет эта дата на примирение и возможность полноценного признания резни, осуществленной османской армией, или же это станет поводом для еще большей напряженности и для призывов к ненависти, которые уже появились в социальных сетях после нападений на армянок.
«Турция должна честно взглянуть на свою историю, лишь в этом случае она станет демократической страной», — сказал редактор газеты «Агос» Роберт Копташ в интервью «New York Times».
Что касается недавних нападений, атмосферы в армянском квартале, то Копташ отметил, что «община все время живет в страхе, потому что всегда находится под давлением». «Мы всегда считались чужаками, гражданами второго сорта», — сказал он.
Автор статьи, описывая случаи нападения, приводит слова одной из женщин, подвергшихся нападению. «Он вновь и вновь наносит мне удары. Чего он хотел, что я ему сделала?» — говорит 88-летняя Туфанда Ашик, которая в результате нанесенных ей ударов ослепла на один глаз, а тело покрылось синяками.
Госпожа Ашик стала первой жертвой в череде нападений, совершенных за последние несколько месяцев в стамбульском квартале Саматия, где проживает множество армян. Несмотря на жестокое избиение, ей, как пишет газета, повезло, так как другая женщина, на которую также было совершено нападение, в итоге скончалась от полученных травм.
По делу о нападениях на престарелых армянок власти недавно задержали одного подозреваемого. Как пишет газета, согласно представленным данным, это душевнобольной армянин, а вовсе не турок, совершивший свирепые нападения на почве ненависти. Вместе с тем издание отмечает, что это задержание вызывает серьезные сомнения у некоторых жителей Саматии, считающих, что полиция просто нашла козла отпущения.
Автор статьи напоминает, что в середине января несколько сот человек провели демонстрацию в квартале Саматия, выразили поддержку армянам. Участники митинга держали в руках лозунги «Армянский народ – не одинок», «Плечом к плечу против фашизма!». Один из участников акции, студент А. Демир сказал, что армяне постоянно находятся в опасности и могут быть убиты. Другой студент сказал, что в Турции много расистов.
Водитель такси, 35-летний Седат Чалышкан, комментируя факт недавних нападений, сказал, что за столько лет никогда не сталкивался с такими инцидентами. «Хотелось бы верить, что это лишь отдельные случаи», — сказал он.
Он живет по соседству, всего в трех домах от дома убитой армянки. Возле дома убитой женщины лежат красные гвоздики, а на двери – надписи: «Не трогайте наших соседей-армян!», «Не молчите, не бойтесь!».
Газета пишет, что в один период в современной Турции также широко была распространена дискриминация в отношении армян и других национальных меньшинств, они подвергались нападениям со стороны националистов, для них был закрыт путь к влиятельным должностям, в частности, у них не было возможности стать высокопоставленными офицерами в армии. Армяне обычно становятся ремесленниками, торговцами, часть из них работает в магазинах, расположенных по соседству с крупным рынком в квартале.
Однако благодаря многим реформам, которые осуществила Турция для присоединения к Евросоюзу, за последнее время многое изменилось. Копташ сказал, что молодые граждане, такие, как он (ему 35 лет), живут и работают бок о бок с турецкими коллегами.
«Стали меньше бояться, но у старшего поколения этот страх всегда присутствует», — сказал редактор «Агос»-а.
В самом начале статьи «New York Times» обращается к случаю нападения на 88-летнюю женщина, а завершает статью словами этой же женщины: «Это был очень тяжелый удар для меня. Как вы могли так больно бить меня, неужели вы не боитесь Господа?!».