Геноцид армян 1915 года (в Османской Турции) всегда являлся политическим инструментарием в политике Советского Союза. Политика СССР предполагала осуществление полного контроля над этой проблемой, недопущение рассмотрения этого вопроса другими государствами и международными организациями, манипулирование различными ситуациями вокруг соответствующей дискуссии. Об этом на страницах сетевого ресурса «Лрагир» пишет ереванский аналитик Игорь Мурадян.
— Но главной ареной рассмотрения данного вопроса являлись советско-турецкие отношения. Россия признала геноцид, однако, официальные представители России вскоре в келейных беседах с турецкими коллегами признавали, что этот шаг был ошибочным, и ничего более в политико-юридическом смысле в Москве более не примут.
Турецкая политика и дипломатия всегда отличалась таинственностью и закрытостью, в том числе в сфере турецко-российских отношений, но друзья Армении в Москве отмечали, что Анкара пытается сторговаться с Москвой по поводу данной проблемы. Более того, турецкие политики считают, что, если США продолжают играть свою игру в этом вопросе, то только Россия могла бы сыграть главную роль в «закрытии» проблемы геноцида в международном аспекте.
В Москве никогда не сбрасывали эту возможность, понимая, что об этом можно договориться с сильно зависимой Арменией, интегрированной в некую межгосударственную систему. В Анкаре понимают, что Армения, тесно связанная с США и НАТО, более опасна с точки зрения носителя идеи признания геноцида, нежели находясь в зависимости от России. Возможно, это немного парадоксально и не совсем справедливо в отношении России, признавшей геноцид, но политика воспринимается в динамике.
Турция и Россия не сумели договориться по ряду проблем, в том числе по вопросам уступок в регионе, включая Южный Кавказ и Черное море. Турецко-российские отношения преследуют неудачи, и во многих случаях, пойдя на существенные уступки, Россия не увидела-таки выполнения обязательств со стороны Турции. Классическим примером является курдская проблема, где Россия, уступив все, не получила ничего, не только в Анатолии, но и на Кавказе.
Надежд на сговор по «армянской теме» и по другим темам немного, но они все еще остаются. Турция совместно с Азербайджаном развернули бешеную деятельность в Москве, с целью не допустить реанимации «армянской темы» и добились больших успехов, причем, не в сфере СМИ, а властных структур всех уровней. Российские власти не смеют поставить даже памятник по «армянской теме», без оглядки на турок.
Но на что могут надеяться Турция и Азербайджан в данных противоречивых условиях? Главной задачей является максимальное гашение и глушение темы геноцида в России к 2015 году. И это совсем не мало. На это в России, где нет деятельных армянских организаций, всегда готовы. В особенности Турцию и Азербайджан волнуют решения не государств, а провинций и штатов, это более неуправляемый процесс. В России с этим все в порядке.