Посол Польши в Ереване Здислав Рачински, заявления которого уже успели вызвать недовольство руководства Армении, в очередном интервью высказал мнение о том, что комплиментарная внешняя политика Армении может поставить страну в трудное положение.
Корреспондент Regnum, в частности спросил посла: «Ереван участвует в интеграционных процессах, как на пространстве СНГ, так и Европы, но не ставит вопрос окончательного выбора между этими плоскостями. Как вы думаете, политика баланса оправдывает себя, или все-таки Армении придется сделать выбор?».
Посол: — Практика подтверждает правоту данного утверждения, так говорил Гегель. Сам факт, что Армения ведет такую внешнюю политику уже 20 лет, с одной стороны подтверждает правоту данного подхода. Но можно поставить вопрос в другой плоскости и спросить, смогла ли Армения за эти 20 лет реализовать все существующие возможности? Это есть сердцевина вопроса. Да, что-то получилось. Вопрос, а могло получиться иначе? Не люблю аналогии, но все-таки… Польша до 1939 года, до Второй мировой войны, пыталась вести политику баланса между Германией и СССР. С одной подписал договор о ненападении, с другим достигла согласия о неприменении агрессии. Это привело к весьма трагическому концу. Польша стала жертвой агрессии со стороны двух держав. Страна была оккупирована сразу двумя государствами. Это была драматическая геополитическая ситуация. Конечно, времена изменились, но, тем не менее, по моему глубокому убеждению в какой-то момент, наверное, Армении придется сделать выбор, даже не геополитический, а четко направленный цивилизационный.
Мне даже кажется, что Армения этот выбор уже сделала. Но этот выбор учитывает реальность, исторический опыт, реализуется осторожно и умно. Иногда и спешка не очень хорошо, нельзя делать поспешных шагов. С другой стороны, медлительность тоже не нужна. Есть вызовы, на которые нужно ответить быстро. Наш бывший премьер-министр, будучи в оппозиции утверждал: «Видите свет в туннеле? На самом деле это не свет приближающегося поезда, а последний вагон уезжающего поезда. Нужно бежать, чтобы успеть на него». То есть, иногда и промедление не хорошо. Это особенно касается внутренних преобразований. Я осознаю всю сложность внешних проблем — тяжелое наследство, скудные ресурсы и прочее. Тем не менее, как мне кажется, иногда нужны решительные действия.
Regnum: — Внешнеполитический выбор Армении по большому счету упирается в проблему безопасности. Есть нагорно-карабахский конфликт, угроза возобновления военных действий с Азербайджаном и сложные взаимоотношения с Турцией. Россия участвует в обеспечении безопасности Армении, что жизненно важный вопрос для армянского государства. Если Армения, как вы говорите, в какой-то момент сделает однозначный выбор в пользу ЕС, Брюссель готов обеспечить Армению альтернативными мерами безопасности?
— Скажу вам честно, не могу ответить на этот вопрос. Система безопасности Европы зиждется на ОБСЕ и НАТО. Отвечать скорее на ваш вопрос можно другими вопросами, раскрывающие суть проблемы. В 1920 году кто был гарантом безопасности Армении и чем это кончилось? Каждое государство исходит, прежде всего, из своих интересов. Полагаться, прежде всего, нужно на самого себя. Европейский союз, как структура, находится на стадии становления. В ЕС нет четкой военной составляющей. Порой, Евросоюз не в состоянии ответить на внешние вызовы, к примеру, ситуация в Мали. В качестве другого примера можно назвать недавнюю кровопролитную войну на Балканах. Европа не смогла найти на ее ответ. Вновь нужно было вмешательство НАТО. Многим ЕС представляется как новая форма империи в положительном смысле слова. Мы придаем слову империя отрицательное значение, но зря. Империи вносили огромный вклад в развитие целых регионов и стран. Даже в Османской империи, с учетом, конечно, трагических событий 1915 года, армянская культура и бизнес развивались. Здесь не все однозначно. В самом Евросоюзе не все однозначно сейчас. Кризис развивается в финансовых системах некоторых стран ЕС.
фото с News.am