О том, чем грозит смерть человека в Азербайджане для его близких в Simsar.az пишет журналистка Гюнель Сафарова.
Не умирай, у нас нет денег на похороны! (надпись на гробе на фото 1, коллаж Simsar.az)
Бакинцу Гасан дайы (дядя Гасан) перевалило за 70. Говорит: «Одной ногой — я здесь, а другой — там. Но боюсь не смерти, а того, в какую тяжелую ситуацию поставлю своей смертью домашних. Что они будут делать, когда я умру? Речь не о трауре, а о расходах, связанных с организацией похорон. Смогут ли получить место на кладбище? Стараюсь помочь им, по возможности откладываю деньги с пенсии». Гасан дайы с тоской вспоминает «траурные церемонии прошлого», а в наши дни смерть человека приносит его семье огромные материальные проблемы.
как это происходило раньше
Вспоминает ныне живущая в Баку бывшая жительница Агдамского района Джамиля Мамедова:
— Когда в 1984 году моя сестра ушла в мир иной, мы установили в нашем дворе палатку, купленную вскладчину всем селом для торжественных и траурных мероприятий. Живущие поблизости родные и соседи приносили горячую еду для семьи усопшего. На Третий день ставили на стол сыр, зелень, халву и плов. Тогда не было принято ставить на стол конфеты и шоколад. Сахар тоже варили дома, и то потому, что у кого-то могло быть высокое давление или диабет.
Отмечали и Седьмой и Сороковой день. А по четвергам (джума ахшамы — отмечается каждый четверг до сорокового дня) приходило немного людей, и во имя усопшего готовили одну кастрюлю еды».
траурные невежества
«Где это видано, чтобы на траурный стол подавались ананасы, бананы и ляпя (ядро ореха, миндаля, в общем, очищенный от скорлупы орех)? Сейчас на траурный стол подают даже чяряз (десерт), который принято подавать на Новруз байрам. Азербайджан скатывается к невежеству», — говорит социолог Джумшуд Нуриев.
По его словам, траурные церемонии в Азербайджане превратились в место для показухи.
«Поверьте, большинство этих людей не особенно ценили своих умерших близких при жизни. Им кажется, что таким образом они выражают почтение усопшим, но все наоборот — это неуважение достоинства. После смерти перед Аллахом все равны».
Большинство имущих, по словам Джумшуда Нуриева, — люди, далекие от науки, образования и религии: «Эти люди все делают ради демонстрации своих денег, потому что у них нет иной возможности показать себя. Или на свадьбе должны проявиться, или на похоронах. На свадьбе — еще как-то понять можно, но на похоронах… Дошли до того, что у них только водки не хватает на траурном столе».
траурная церемония взаймы
Отец 26-летнего работника стройки Вургуна умер три года назад. Сын, чтобы организовать похороны, был вынужден занять деньги, но собранные на похоронах деньги позволили рассчитаться с долгами.
Палатку взял напрокат у знакомых со скидкой за 120 манатов в день (примерно 155 долларов). Надгробный камень обошелся в 1500 манатов. Не будучи религиозными, моллу пригласили только на Третий день, заплатив 30 манат.
Только чтобы справить Третий день, было куплено продуктов на 654,5 манатов. Кроме этого, справлялись 2-й, 7-й, 40-й дни и семь Четвергов (Джума ахшамы).
VIP палатки
Предприятия по аренде палаток в Баку встречаются на каждой улице. Нередко эти палатки, установленные прямо посреди улицы, становятся причиной образования пробок на дорогах.
По словам работника одной из таких фирм, аренда палатки на 12 часов может обойтись от 100 до 250 манатов. В стоимость услуги также входит доставка, установка, посуда «черная мадонна», столы скамейки. По желанию клиента, за отдельную плату может быть предоставлен официант. Существуют скидки при аренде палатки на несколько дней.
Есть палатки, дневная арендная плата которых стоит от 1000 манатов. Это — VIP-палатки. От дешевых они отличаются наличием пола, потолка, занавесок, мягкими креслами и даже туалета.
Помещения для траурных церемоний с участием от 50 до 1000 человек имеются при мечети Таза Пир. Каждый присуствующий оценивается в 12 манатов при «стандартном меню».
Но один из бывших клиентов траурного салона при мечети сказал, что сказал о несоответствии между уровнем сервиса и стоимостью. «На столе стоял плов, довга (похож на армянский спас — epress.am), юха (толстый лаваш), хлеб, зелень, огурцы-помидоры, газированная вода. Одна церемония обошлась в 5000 манатов».
надгробный камень для бедных и богатых
Надгробные плиты, по словам каменщика Эльдара Алиева, изготовляются из простого и мраморного камня. В зависимости от разновидности простого камня, цены колеблются от 300 до 650 манатов. Мраморные плиты стоят от 1200 и выше. Чаще заказывают плиты из простого камня.
Агагусейн Исаев, занимающийся гравировкой по камню, сказал, что гравирование одного портрета на плите стоит 60-70 манатов. В месяц, по его словам, он получает более 10 заказов.
молла
Большинство считает необходимым заупокойные молитвы и надгробные речи во спасение души усопшего, и присутствие моллы на траурных церемониях стало обычным явлением. Но в наши дни деятельность моллы можно считать профессией, доходной профессией, хотя, согласно исламу, брать деньги за важные ритуалы считается недопустимым. По мнению эксперта по вопросам религии Илгара Ибрагимоглы, проблему можно решить при действительной реализации благотворительной модели.
как предотвратить расточительство
В Нахичеванской Автономной Республике проведение траурных церемоний отличается от столичных. Житель Нахичевани Гасым Гааблы говорит, что раньше некоторые траурные церемонии богатых людей отличались. Но председатель Верховного Меджлиса дал особое указание, чтобы церемонии в домах торжеств и трауров проводились по единой схеме. Население приветствовало это решение.
Сейчас в Нахичевани траурные церемонии обычно проводят 3 дня. На Третий день дают поминальный обед, а первые 2 дня на столе бывает только чай, лимон и хурма. Если погода жаркая, то на стол ставят и воду.
А в день поминок подают блюдо одного вида и салат. Блюдо, в зависимости от желания каждого, может быть плов или мясной обед с картошкой, приправленный жареным луком и томатом). На Четверги (Джума ахшамы) и Сороковой день накрывается скромный стол только для близких родственников и приехавших издалека гостей.
В селе Фатмаи, вблизи Баку также по указанию главы исполнительной власти Апшеронского района Закира Фараджова внедрен «скромный режим поминок», потому что ради «достойного проведения поминок, люди были вынуждены занимать деньги, многие оказывались под бременем процентов», — говорит ахунд мечети Имама Гусейна села, Рамин.
Раньше, по словам ахунда Рамина, люди не следовали канонам веры, плескали воду на могилу и зажигали свечи, «теперь они вернулись к своей вере».
После решения главы района о запрещении помпезных траурных церемоний, в селе Фатмаи на второй, третий, седьмой и сороковой дни поминальный обед не подается, накрывается только чайный стол.
Житель села Мубариз Микаилов с решением главы районной администрации согласен, но считает, что хотя бы раз, на Сороковой день, можно в честь усопшего дать «большой поминальный обед».