Заместитель директора Института политического и военного анализа (Россия) Александр Храмчихин на страницах издания “Русская планета” анализирует сценарии и последствия возобновления неизбежной, по его мнению войны за Карабах. Он советует Еревану найти деньги на закупку новых вооружений.
Храмчихин, в частности, пишет, что у России в регионе — коммерческий интерес: “Баку платит деньги, а Ереван — нет. Поэтому новейшую технику получает Азербайджан, а не Армения”.
“В целом суммарный потенциал ВС Армении и НКР с учетом имеющихся укреплений и высоких боевых качеств личного состава пока обеспечивает отражение удара со стороны ВС Азербайджана (если Россия гарантирует невмешательство Турции). Однако тенденции не являются благоприятными для армянской стороны из-за гораздо более высоких экономических возможностей Азербайджана. Последний уже сейчас имеет подавляющее превосходство в воздухе, что пока компенсируется сильной наземной ПВО Армении и Карабаха. Российские поставки обеспечат существенное превосходство и на суше. В частности, ТОС-1 и «Смерч» очень пригодятся для взлома оборонительных укреплений армян в Карабахе.
Армения является членом ОДКБ, то есть Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан обязаны в случае войны (по крайней мере, если ее начнет Азербайджан) прийти ей на помощь. Правда, нет почти никаких сомнений в том, что в реальности этого не случится. Москва из-за нефтегазовых проблем, не позволяющих ей всерьез ссориться с Баку (ведь она даже поставляет Азербайджану наступательные вооружения в весьма значительных количествах), и вообще из-за нежелания ввязываться в серьезную войну найдет себе «отмазку»: Азербайджан ведь атакует не саму Армению, а НКР, которая никем не признана и в ОДКБ не входит. При этом «забудется» тот факт, что совершенно аналогичное поведение Грузии в 2008 году — атаку на никем не признанную Южную Осетию — Москва объявила вероломной агрессией. Представление же о том, что на помощь Армении придут другие страны ОДКБ, настолько абсурдно, что нет смысла даже обсуждать этот вопрос.
С другой стороны, Турция тоже не рискнет воевать из-за риска прямого военного столкновения с Россией (в лице ее группировки в Армении), хотя может организовать какую-нибудь демонстрацию силы у армянской границы.
Иран во время предыдущей армяно-азербайджанской войны очень ясно показал, какой химерой является «исламская солидарность», поддержав не мусульманский (более того — шиитский) Азербайджан, а православную Армению. Это объяснялось крайне плохими на тот момент отношениями Ирана с Турцией — главным покровителем Баку. Сейчас ирано-турецкие и ирано-азербайджанские отношения заметно улучшились, но и ирано-армянские ничуть не ухудшились. Нет оснований сомневаться в том, что Иран сохранит нейтралитет, может быть, лишь более сбалансированный, чем в начале 90-х.
Запад промолчит
Что касается Запада, то на его позицию будут действовать два противоположных фактора — мощная армянская диаспора (особенно в США и Франции) и исключительная важность Азербайджана для многочисленных нефтегазовых проектов, альтернативных российским. Впрочем, военное вмешательство в карабахскую войну со стороны США, не говоря уж о европейских странах, в любом случае исключено. Запад будет лишь яростно требовать от Еревана и Баку как можно скорее прекратить войну. Как, кстати, и Россия.
В связи с этим нельзя не отметить, что положение Еревана абсолютно безвыходно. Он может сколько угодно обижаться на Москву, продающую новейшее вооружение Баку, но «поменять лагерь» не имеет возможности. Россия почти наверняка останется нейтральной, если Азербайджан попытается вернуть Карабах, но с вероятностью, близкой к 100 %, вмешается, если под ударом окажется территория собственно Армении (независимо от того, кто этот удар нанесет — Азербайджан или Турция). Получить же прямую военную помощь от НАТО у Армении нет ни единого шанса ни при каком развитии событий, причем совершенно независимо от глубины «прогиба» перед альянсом. Правда, не исключено, что это еще не все понимают и уроки августовской войны 2008 года (то есть печальная судьба Грузии) далеко не всеми усвоены. Тем не менее реальность именно такова.
Время работает на Азербайджан
Таким образом, как и полтора десятилетия назад, если война начнется, то она почти наверняка будет идти только между Азербайджаном с одной стороны и Арменией и НКР — с другой. У Азербайджана пока недостаточно сил для того, чтобы гарантировать себе победу. Тем не менее время однозначно работает на него. И именно поэтому война в данный момент выгоднее армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они, начав войну первыми, могут рассчитывать на победу, то есть на очень значительное ослабление военного потенциала Азербайджана. Который тому потом пришлось бы восстанавливать минимум лет 15—20.
Впрочем, у такого варианта есть большие минусы. Во-первых, никакого численного превосходства армянская сторона не имеет, поэтому добиться решительного успеха может лишь в случае достижения полной внезапности, обеспечить которую практически невозможно. Во-вторых, очень тяжелыми для армян будут политические последствия, ведь они окажутся агрессорами, атакующими территорию, которая с любой точки зрения принадлежит Азербайджану. В итоге армяне лишатся политической поддержки не только Ирана, но и, почти наверняка, России и Запада и окажутся перед угрозой прямого вмешательства Турции.
Поэтому самый выгодный для Армении и НКР вариант — каким-то образом спровоцировать Азербайджан напасть первым, причем как можно скорее. Тем более, у Баку ведь очень «чешутся руки», из-за чего вполне может показаться, что сил для победы достаточно уже сейчас. А поскольку их пока недостаточно, то армяне, находясь в выгодном с военной точки зрения положении обороняющихся на прекрасно оборудованной, подготовленной и давно изученной позиции, сумеют решить главную задачу войны — выбьют наступательный потенциал Азербайджана. К тому же второе поражение качественно ухудшит политические позиции Баку в борьбе за Карабах. НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной: как минимум, ее признает сама Армения.
Таким образом, происходит балансирование на грани войны, которая рано или поздно начнется. Но армянская сторона начать войну не решается, что психологически и политически вполне понятно. Через некоторое (причем недолгое) время возможность будет окончательно упущена, после чего инициатива полностью перейдет к азербайджанской стороне. И единственный вариант для Еревана — срочно изыскивать деньги на вооружение”.