Нынешняя власть Армении вместе с руководством Нагорного Карабаха практически сдает независимость Армении и судьбу НК России, и делается это в качестве взятки. Такое мнение в беседе с «Иратес де факто» выразил старший советник президента Армении в 1994-97гг. Жирайр Липаритян, отметив, что это является стилем политической культуры, а не видом переговоров между государствами.
«Совершается подкуп. Объяснить иначе эти новые уступки сложно. Серж Саргсян связал членство в Таможенном союзе с фактором безопасности. А что могло случиться? Турция напала бы на Армению, а Россия отказалась бы выполнять свои обязательства перед Арменией? Или Азербайджан атаковал бы Нагорный Карабах, а Россия продала бы ему оружия еще на 4 млрд. долларов? Но Турция не нападает, а Россия никогда не обещала и не пообещает нам Карабах. Уровень имешвего место базара требует, чтобы наши власти четко заявили, в чем заключается опасность и откуда ее ждать. Пока создается впечатление, что это была исключительно угроза со стороны Москвы, и наши пытаются просто подкупить Россию. Однако у этой страны слишком большое самолюбие, чтобы принимать такую взятку. Она считает, что обладает естественными правами на то, что мы даем», — заявил Липаритян.
По мнению политолога, что для выхода из тупика армянские власти должны признать ошибки, совершаемые в течение последних 15 лет.
«Во-первых, мы должны были решить свои проблемы с соседями, сократив количество угроз с их стороны и необходимость зависимости от России или какого-либо другого государства.
Во-вторых, нужно четко понимать, что идея комплементарности, которая была «великим открытием» внешней политики Кочаряна, — получим безопасность от России и экономическое развитие от Запада – была большим пузырем», — заявил он.
Что касается роли Диаспоры, то, по словам Жирайра Липаритяна, ее позиция изменилась, нет больше структур, которые 15-20 лет назад поднимали шум даже по поводу самого незначительного вопроса, те, для кого было создано министерство диаспоры, люди, награжденные государством различными наградами, молчат сегодня, когда власти продают государство и превращают в заложников народ, ради которого это государство создавалось.
«Диаспора сразу меняет свой, так сказать, «software» и подчиняется другой логике, для которой много ума не надо. У нас коленки подкашиваются, когда мы слышим словосочетание геноцид-безопасность-Россия, способность мыслить зависает. Нас хорошо подготовили, мы привыкли. Особенно мы привыкли сопоставлять все эти противоречия в каких-то формулах, превращенных в какую-то национальную идеологию суперпатриотизма, безопасности. Но это может превратиться в политику или дипломатию только вопреки интересам нашей государственности и народа.
Как переоценивание, так и недооценивание России приводят нас к неверной оценке своих интересов, стратегии или ее формирования, это вредит нам. Столь же губительно недооценивание самих себя. Хотя Диаспора, пожалуй, возвращается к психологии 80-ых, которая диктовала, что спасения без России нет. Не в этом ли основная причина того, что важная, особенно организованная часть Диаспоры в 1988-1991 годах была против независимости Армении? Диаспоре необходимо было решить не вопрос будущего армянского народа и Армении, а те психологические противоречивые ситуации, с которыми она столкнулась после решения своих материальных и структурных вопросов. То есть, как можно чувствовать себя хорошим армянином и даже защитником Армянского вопроса и вместе с этим оставаться диаспорой, оставаться в Диаспоре, наслаждаться ее преимуществами и не брать на себя ответственность? Диаспоре нужна была простая формула, и это решение было предложено ей в виде России. А теперь Дисапора, похоже, переосмысливает это решение. В качестве политически думающего фактора Диаспора снова парализована и сказать ей нечего», — в частности, заявил Липаритян.