Правительство Армении одобрило проект предоставления 102-ой российской военной базе территории русской церкви и прилегающего земельного участка на ул. Лалаяна в Гюмри. Министр обороны Сейран Оганян заявил, что военбаза намерена построить здесь духовно-культурный центр.
В обосновании проекта говорится, что сейчас службу в полуразрушенной церкви российская сторона проводит только в особые церковные ритуальные дни, однако для того, чтобы использовать территорию по назначению, нужно провести основательные ремонтно-строительные работы.
«102-ая военбаза уже отремонтировала 2 русские церкви на Холме славы и в Большой Крепости Гюмри. В случае предоставления соответствующих участков у российской стороны появится возможность отремонтировать другую полуразрушенную старую русскую церковь, а также построить духовно-культурный центр, который впоследствии смогут посещать и граждане Армении», — говорится в обосновании.
В беседе с Радио Азатутюн некоторые подробности представил главный архитектор города Гюмри Генрих Гаспарян: «Речь идет о русской церкви в квартале Казачий пост. Она является государственной собственностью. По армяно-российскому межгосударственному договору, периодически проводится заседание комиссии. Был поднят вопрос о передаче этой территории российской стороне, чтобы они восстановили и использовали для своих духовных нужд, в основном для 102-й военной базы. Речь идет не только о церкви, но и о прилегающей территории. Там есть незавершенные строения, они также передаются… для использования в культурных целях».
Член городского совета Гюмри Левон Барсегян в этой связи в беседе с Радио Азатутюн сказал: «Эта церковь также является собственностью Республики Армения. Ну и что, что она русская? Пусть придут, отремонтируют, задействуют, чтобы их верующие ее посещали. Речь не об этом. Почему передаются прилегающие земли? А потом что передадите? Мы тысячу раз говорили, что эти люди не понимают слова суверенитет. Как может уважающя себя власть передавать земли иностранному государству? Или передавать так, чтобы сама не могла потом туда войти, забрать арестованного, увезти его в тюрьму?».
Причем, российской стороне в прошлом году также были переданы некоторые строения, территория военной базы была расширена до 40-50 гектаров. Взамен городской бюджет ничего не получает.
На вопрос, не ставится ли перед российской стороной условие, чтобы она отремонтировала те дороги, которыми пользуются российские военнослужащие, главный архитектор города ответил: «Недавно мэр направил специальное письмо министру обороны РФ Сергею Шойгу, предложив, чтобы было оказано содействие в восстановлении улиц нашего города. В качестве одной из основных причин приводилось то, что тяжелая техника, которая проходит по шоссе Мармашен, попросту наносит ущерб городу. По нашим расчетам, речь идет примерно о 10 километрах дороги. Мы отправили это письмо, теперь ждем ответа. Мы тоже всегда стараемся найти грани сотрудничества».