Через медиа и телесериалы можно распространять и обобществлять положительные модели поведения людей. По этому принципу многие страны сделали общедоступными такие идеи, как важные мероприятия по предотвращению заражения половыми инфекциями, отрицательные для здоровья и психики последствия искусственного прерывания беременности, необходимость исключения домашнего насилия и другие актуальные проблемы. Модели поведения, пропагандируемые армянскими телесериалами, изучили Ани Коджоян и Анна Геворгян. На научной конференции 11-12 мая в Центре гендерных исследований в ЕГУ они представили свой труд под названием «Мужественность и гендерное насилие в армянских телесериалах».
Анализ мужчин из телесериалов показывает: это либо представители силовых структур, либо бизнесмены, либо представители криминального мира. Эти сферы занятости избраны неслучайно: подчеркнута сильная, доминирующая позиция, главенствующая роль мужчины.
Эти герои являются проявлением агрессивной мужественности, которая возникает не только при общении с другими мужчинами, но и в семье, особенно в супружеских отношениях. Коджоян и Геворгян отмечают, что в этом контексте женщина превращается в средство, орудие для создания, подчеркивания, активизирования «мужественности» мужчины. Именно этой цели служат «покорные», беспомощные, безработные и бесперспективные женщины из телесериалов, от присутствия которых наличие находящихся рядом с ними мужчин становится более выразительным и сосредоточивается в силе, власти, доминантном положении.
Гендерное насилие в этом контексте становится частью агрессивной мужественности, составляющей нормативного поведения, приписываемого мужчине патриархальным обществом.
В частности, мужчины в двух из представленных в исследовании телесериалах — «Родной враг» и «Тени прошлого» — по большей части являются носителями агрессивной мужественности. Их манера разговора, жестикуляция, выражение лица присущи «криминальному миру». Их мужественность чаще проявляется через форму, а не содержание. Вернувшись в семью, герои этих телесериалов воспроизводят роль и образ из своей публичной жизни. Неслучайно один из героев «Родного врага» обращается к жене со словами «ара, друг» [ара – грубое обращение к мужчине], «ара, брат». Таким образом он переносит отношения муж-жена на более понятную для него плоскость мужчина-мужчина, причем, плоскость общения мужчин из криминального мира.
По мнению исследователей, герои телесериалов, применяющие насилие, могут посодействовать формированию в обществе не только неверных отношений между мужчиной и женщиной, но также неполных и непонятных представлений о мужчине и мужественности. Более того, по аналогии может сформироваться или распространиться социальное мнение, что две эти категории – насилие и мужественность – непосредственно связаны.
Практически все женщины в двух исследованных телесериалах («Родной враг» и «Тени прошлого») — домохозяйки, чувствуют себя несчастными почти во всех сериях, постоянно плачут и выражают недовольство, в семьях каждой из них постоянно происходят ссоры и неприятности, они часто подвергаются унижениям (публично или наедине), а также физическому насилию.
Сцены насилия в телесериалах сопровождаются разновидностями насилия – пренебрежением, ругательствами, унижением, террором, а также множеством видов физического насилия. Согласно исследованию, в телесериалах преобладает вербальное насилие (в том числе публичное унижение или употребление ругательств), что, в свою очередь, не всегда рассматривается членами общества в качестве насилия или его разновидности.
Исследователи заключают, что существующие в обществе стереотипы об отношениях между мужчиной и женщиной, также связанные с проявлением-применением насилия, закрепляются именно при помощи телесериалов, а большинство респондентов считает содержание мыльных опер нормальным и повседневным.