Как погибали военнослужащие в ходе апрельской эскалации карабахского конфликта. Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи побеседовал с родными погибших, некоторые из которых рассказали о возникших на передовой проблемах, в частности, о нехватке боеприпасов и неисправности техники. Ниже представлены отрывки из доклада правозащитной организации:
Случай 1: военнослужащий погиб в Мартакерте 2 апреля 2016г. Родные связывают число жертв с недостаточным количеством вооружения и боеприпасов, а также с отсутствием разведочных данных о начале военных действий. По словам родственников, противник часто продвигает танки вперед, вследствие чего опустошаются приграничные села.
Случай 2: военнослужащий погиб в Джабраиле 2 апреля 2016г. Родственники отправились на место гибели и, согласно полученной ими информации, никто из служивших в этой области не остался в живых, так как были неготовы, не имели достаточного количества оружия. Танки противника двигались в их направлении, чего невозможно было не заметить. Семья военнослужащего видит преднамеренность в том, что не было приложено никаких усилий для укрепления позиций и обеспечения солдат необходимыми боеприпасами. Ситуацию в Джабраиле они назвали запущенной, танки были неисправны. «На пути из Кубатлу в Джабраил стояло множество неисправных танков, во многих из которых вместо топлива была вода, когда включали двигатель, чтобы отправиться на передовую, он приходил в негодность». С родственниками встретились сослуживцы военнослужащего, сообщившие, что им нужно многое рассказать, однако говорить об этом во время прохождения службы они не могут.
Случай 3: погиб в Джабраиле 2 апреля 2016г. Родители сообщили, что в ходе боевых действий сын не имел достаточного количества боеприпасов, по этой причине было так много жертв.
Случай 4: погиб в Джабраиле 2 апреля 2016г. Родные сообщили, что застигнутые врасплох военнослужащие долгое время вели бой с противником до тех пор, пока в 7:30 2 апреля не связались с командирским штабом, попросив помочь и сообщить о дальнейших действиях, но никакого ответа или приказа они не получили.
Случай 5: погиб в Талише 2 апреля 2016г. По словам отца, сын вместе со своими солдатами сразу начал возврат талишских позиций, успешно захватили 2 позиции, после чего оружие сына – пулемет – испортилось. Он попросил другого пулеметчика взять чье-то оружие и выйти на бой, однако получил отказ и ночью, при свете небольшой лампы, разобрал, починил оружие и вместе с остальными вышел на захват самой важной позиции на возвышенности. После гибели военнослужащего его сослуживцы уже практически вернули позицию, однако поступил приказ отступать. По словам отца, данная позиция до сих пор остается под контролем противника.
Случай 6: погиб в Джабраиле 2 апреля 2016г. Отец выразил недовольство нехваткой вооружения и неисправностью военной техники. Со 2 по 10 апреля он находился в Арцахе и лично видел происходящее: «Почему танки не пошли вперед? Так как не было аккумуляторов: они выставлены на продажу на рынках. БМП не могли прибыть на место, потому что вместо топлива в них была вода. Добровольцев не смогли обеспечить необходимым количеством патронов. Выдали каждому по 60 патронов, которые могут кончиться уже через 1.5 минуты».
Случай 7: военнослужащий погиб в Джабраиле 2 апреля 2016г. Сослуживцы рассказали родителю, что на 19-ом холме сын вместе с другим военнослужащим дрались часов до 9 утра 2 апреля. Он продолжал бой в одиночку, отправив сослуживца обратно. По мнению отца, при наличии достаточного количества военной техники, а также если бы они были подготовлены, а средства армии – не растрачены, ситуация могла быть иной.
Случай 8: погиб в Джабраиле 3 апреля 2016г. Вышел на танке, произведенном в 70-ых, против 5 танков противника, которые, по словам родных, он подбил. По данным брата военнослужащего, он вместе с боевым составом был на танке под номером 321, эта техника была записана на него, однако погиб он в другом танке.
Случай 9: погиб в Мартакерте 2 апреля 2016г. Родные сообщают, что сын и его сослуживцы погибли вследствие нехватки боеприпасов для сопротивления несравнимо большему количеству противников.
Случай 10: погиб в Талише 4 апреля 2016г. Родные считают причиной гибели неверный приказ. «В верхах знают, что творится», — говорят они.
Случай 11: погиб в Талише 2 апреля 2016г. В связи с гибелью сына родители отмечают, что боеприпасы закончились, а новыми не обеспечили.
Случай 12: военнослужащий погиб в Мартакерте 2 апреля 2016г. Родители военнослужащего встретились с командиром и спросили, почему сын, находящийся на третьей линии боевой позиции, не был в бронежилете. Командир ответил, что бронежилетов мало, поэтому в первую очередь ими обеспечивают ребят на передовой. Родители уверены, что даже после этих событий военнослужащие не обеспечены средствами безопасности.