В начале октября в правительство Армении отправят разработанный Минюстом проект о поправках в закон «О свободе информации». Председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян считает, что документом нарушает право на свободу информации, и его необходимо бойкотировать. В пятницу, 22 сентября, общественная организация «Центр свободы информации» организовала обсуждение законопроекта.
О ряде спорных пунктов высказался председатель совета гюмрийского клуба журналистов «Аспарез», редактор сайта Asparez.am Левон Барсегян. В частности, согласно документу, закон о свободе информации распространяется на госструктуры и организации, общинные организации или финансирующиеся из бюджета, а также имеющие общественное значение и 50+ сотрудников.
По словам Барсегяна, у более половины действующих в Армении неторговых организаций, детсадов, областных библиотек нет 50 и более сотрудников. Следовательно, получение у них информации становится невозможным, а это, по его мнению, является ограничением прав журналистов.
«Эти ограничения носят очень своевольный характер. Никак не обосновано, почему выбрано 50 и более сотрудников», — отметил Барсегян, высказавшись также об основаниях отказа в предоставлении информации. Согласно седьмому пункту статьи 12, основанием отказа может послужить то, что заявка очевидным образом не содержит каких-либо сведений, представляющих общественный интерес (касающихся интереса, жизни или благосостояния общества, социальных проблем).
«Люди предлагают, чтобы тот, кто располагает информацией, сам определял степень обоснованности заинтересованности заявителя. С такими обоснованиями 98% наших заявок будут отклонены. Скажут: это ваша личная заинтересованность, остальным это неинтересно», — заявил Барсегян.
Согласно следующему пункту статьи, причиной отказа может стать большой объем запрашиваемой информации, а также то, что ее передача приведет к несоразмерной или необоснованной трате ресурсов и времени владельца информации.
«То есть чиновник сам должен оценить объем запроса, является ли он соразмерным или необоснованным». По словам председателя совета клуба журналистов, это очередной случай произвола, грубо нарушающий право запрашивающего информацию.
Барсегян назвал представленный документ безграмотным: сложилось впечатление, что составил его писака, говорит он. В то же время возлагает вину не на авторов проекта, а на их непосредственное руководство в лице министра юстиции Давида Арутюняна. Последний, заявил Барсегян, получает зарплату из выплаченных налогоплательщиками, в частности, журналистами, налогов, при этом составляет законы, ограничивающие права медиа.
Согласно проекту, защиту права на свободу информации будет осуществлять уполномоченный орган, который на основе соответствующего заявления будет пересматривать решения владельца информации касательно запросов, принимать решения, подлежащие обязательному исполнению, обеспечивать нормальные условия работы информационной платформы, в предусмариваемых законом случаях – обращаться в суд, и т.д.
«Информационные споры переносятся на плоскость, где, по всей вероятности, они будут замяты», — в свою очередь, сказал Меликян.
Он напомнил организованное журналистскими организациями 3 месяца назад обсуждение, однако озвученные там предложения не вошли в представленный министерством документ. По мнению Ашота Меликяна, закон обсуждается с представителями гражданского общества только ради «галочки».
«Они сделают то, что было решено сделать. Я убежден, что данный проект призван решить иную политическую задачу, а не развитие информационной свободы. Проект нужен для создания властями иллюзии того, что они хотят сделать прозрачной работу собственных органов. На самом деле, если бы проводилась такая политика, в прошлом году не были бы приняты поправки о закупках, согласно которым, закупки трех первых лиц страны будут причислены к тайным. Здесь и речи нет о прозрачности», — заявил Меликян.
Предотвратить данный законопроект можно путем общественного бунта, добавил он, а можно и вовсе не участвовать в организуемых Минюстом обсуждениях.
«Если проект попадет в правительство в таком виде, все должны сплотиться и защитить право на свободу информации пикетами».