Главная / Армия / Родные армянского военнослужащего пытаются доказать, что его убили

Родные армянского военнослужащего пытаются доказать, что его убили

Участник уголовного дела о смерти Арутюна Амбаряна, (по официальной версии, совершившего самоубийство в 2015-ом в одной из военчастей Карабаха), военнослужащий-контрактник Смбат Айрапетян приговорен к 2.5 годам тюрьмы, но ему назначили испытательный срок на год при условном осуждении. Родные Амбаряна считают, что убийство вместе с другими военнослужащими организовал именно Айрапетян.

Смерть Амбаряна сразу квалифицировали самоубийством, завели уголовное дело, которое впоследствии было закрыто, так как, согласно следствию, нет лица, совершившего преступление, а Амбарян покончил с собой без какой-либо причины. Несмотря на это, родные военнослужащего и его представитель, военный эксперт организации «Диалог мира» Рубен Мартиросян заявили о вопиющих фактах, подтверждающих факт убийства. В частности, на магазине и самом автомате, из которого якобы Амбарян выстрелил в себя, не было отпечатков пальцев. Кроме того, выстрел был совершен с большого расстояния, так что сам в себя он выстрелить не мог.

Вышеотмеченные факты и другие обстоятельства убедили родных Амбаряна в том, что совершено групповое убийство. По их словам, преступление замяли в интересах нескольких людей, а среди убийц могли быть родственник тогдашнего командира Армии обороны Карабаха, ныне начальника Генштаба ВС Армении Мовсеса Акопяна Сасун Акопян – смотрящий части, Смбат Айрапетян и другие.

По части 5 военнослужащих было заведено второе уголовное дело. Их обвиняли в служебной халатности. Согласно обвинению, они были очевидцами ссор между Амбаряном и несколькими другими военнослужащими, среди которых Сасун Акопян и Смбат Айрапетян. При этом вышестоящим обвиняемые об этих инцидентах не сообщали. Уголовное преследование в отношении трех из них было прекращено из-за истечения срока давности.

По части Смбата Айрапетяна и старшего лейтенанта Айказа Матевосяна суд общей юрисдикции Сюникской области вынес вердикт 22 января. Уголовное дело на них завели по статье 375 УК Армении (Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти).

«Парадоксально, что их судят вместе. Айказа судят только за то, что он осмелился дать честные показания против чудовища по имени Сасун Акопян. Таким образом его наказали и пригрозили пальцем, мол, если будешь продолжать в том же духе, накажем еще сроже, но этот парень абсолютно невиновен», — заявил Рубен Мартиросян в беседе с Epress.am.

По его словам, показания о ссоре давал именно старший лейтенант, однако в ходе процесса по делу о смерти эти показания были изъяты. Мартиросян заявил, что их не должны были привлекать к участию в деле в качестве правопреемника пострадавшего, так как таковыми они «вообще не являются».

Эксперт уверен, что убийство совершено Смбатом, Сасуном Акопяном и несколькими другими военнослужащими: «Они специально, формально судят Смбата, чтобы, если завтра выяснится, что Смбат – убийца, могли оправдаться, сказав, что и сами подозревали. Мол, осудили его, но, к сожалению, фактами об убийстве не располагали, что поделаешь, не сумели найти. Но так и мы его не оправдывали. Они делают это, чтобы подстраховаться».

До начала следствия Айказ Матевосян и Смбат Айрапетян ходатайствовали о проведении ускоренного производства. Амбаряны не были против этого в случае с Айказом Матевосяном, но выступали против ускоренного производства для Смбата Айрапетяна. Суд, однако, счел возражение необоснованным и отказал.

«Абсурдно, что они проводят следствие в ускоренном порядке и выносят вердикт. Смбат – единственный свидетель-очевидец… Мы заявили о необходимости проведения повторного допроса, так как были противоречия: очевидец говорит одно, экспертиза указывает на другое», — сказала сестра военнослужащего Искуи Амбарян.

Амбаряны и их представитель подали жалобу в рамках дела о самоубийстве, после чего было назначено повторное предварительное следствие по делу. По словам Мартиросяна, это было сделано с целью потянуть время, чтобы до Евросуда дело дошло попозже: «Мы уверены, что здесь его не раскроют. Совершено групповое убийство и чем больше убийц и пособников, тем больше заинтересованных в закрытии дела».