— В Варденисской психиатрической больнице не было хорошо.
— Что именно?
— Били, связывали.
— И Вас били?
— Да.
— За что?
— Ну, не знаю. Даже когда мы хорошо себя вели, они находили повод, чтобы избить.
Открывшийся 2 года назад Спитакский дом ухода, в котором живут 14 человек, стоит на грани закрытия из-за финансовых проблем. Здесь в основном проживают люди с диагнозом шизофрения. На сегодняшний день их основная задача – не вернуться в Варденисский или Севанский психиатрические центры. Кто-то даже грозит совершить самоубийство в случае, если их отправят обратно.
Нас же не увезут обратно в Варденис?
Дом ухода расположен в Итальянском квартале Спитака, где уже 2 года живут люди, прибывшие из различных психиатрических клиник Армении.
«Можно сказать, здесь у нас как большая семья, как община, то есть очень отличается от других психиатрических клиник или таких мест. А я был в севанской клинике и в Варденисе. Там просто, как скот, загоняют в буфет каждое утро и там стой до 9 утра, с 7 до 9 надо стоять. В общем, не очень классно», — с улыбкой рассказывает 38-летний Ваагн.
Ваагн жил в Москве, 4 года проучился на факультете психологии. Он умеет обращаться с компьютером, помогает местным обновлять программы.
В 2016-ом специальная комиссия выбрала людей со сравнительно легкими психическими расстройствами и доставила их сюда.
«Цель программы заключалась в том, чтобы собрать в одном месте людей, которые не очень нуждаются в медикаментах, могут позаботиться о себе, работать. Им не стоило оставаться там с людьми с более серьезными проблемами», — говорит директор центра Бавакан Петросян.
Поначалу, вспоминает она, было очень сложно, так как в центре собрались люди, которые провели в психиатрических клиниках более 14-15 лет, они были изолированы, ни с кем не общались: «Можно сказать, что даже нечто положительное становилось для них стрессом, все пережили стресс. Но со временем все прошло».
Побывавшие в Варденисе рассказывают, что там не было элементарных бытовых условий. Купались в лучшем случае раз в неделю: со всех снимали одежду, бросали в кучу, после того, как помыть, людей собирали и каждый из них брал первое попавшееся белье.
Будни проходили однообразно. Собиравшиеся в запертых комнатах получали лекарства, ничем не занимались, социализация людей не обеспечивалась.
В разных западных странах, говорит Петросян, уже давно существуют центры, где живут люди с легкими психическими проблемами, работают и самостоятельно удовлетворяют свои потребности. Содержание людей с проблемами разной степени тяжести – преступление, уверена она.
Шахматы, гобелен, математика
По выходным Ашот ездит в Ванадзор – играть в шахматы. В настоящее время они пытаются добиться в суде признания его трудоспособным, что позволит Ашоту жить одному и работать.
Петросян говорит, что в центре есть люди, способные жить отдельно. Такого реабилитационного процесса в Армении еще не проводили.
Центр владеет земельным участком в 1000 метров, обрабатывают его сами жильцы. В прошлом году урожай картофеля составил 1 т. 200 кг. Часть употребили сами, остальное обменяли на лук и другие продукты.
«Сначала, конечно, было очень тяжело. 14 лет ничего не делали, но сейчас они идут работать добровольно. Ходят в библиотеку, за покупками, в кафе», — рассказывает директор.
Марина приехала в Спитак из Баку, работала в местной русской школе учительницей математики. Теперь помогает с уроками детям в окрестностях Центра.
В Центре учат гобелену, шитью и гончарному ремеслу. Соткали гобелены, созданные на основе произведений Минаса Аветисяна, Мартироса Сарьяна, Ван Гога и Матисса, две работы проданы. С жильцами Центра занимается арт-терапевт Анна.
«Я говорю Анне: хочу такой-то рисунок такого-то художника, она рисует, а я принимаюсь за гобелен», — сказала 53-летняя Гаянэ. В Варденисской клинике она провела 20 лет.
Оставаться там [в Варденисе] было немного трудно. Здесь лучше, в комнате ванная, туалет. Здесь нам уделяют внимание и время. Нас навещают школьники, местные жители, мы не взаперти. Спитакцы удивляют, они такие хорошие, хорошо к нам относятся.
Во время нашего визита двое жильцов Центра вернулись с работы. Они сажали картофель в течение трех часов и получили по 1500 драмов ($3.1).
Центру нужны деньги
Центр был основан в 2016 году при финансировании «Фондов открытого общества — Армения». Это была пилотная программа. Спустя год финансирование прекратилось, и Центр оказался перед угрозой закрытия. Поступила помощь от различных организаций и из мэрии, какое-то время работали без зарплат. Полученная государственная помощь покрывает только половину расходов, остальную должен найти Центр.
По данным Бавакан Петросян, в Варденисе и других психиатрических клиниках в день на человека дают 5000 драмов. Когда 2 года назад 14 человек перевели в Спитак, полагающуюся им сумму сократили: «Если нам сейчас дадут хотя бы эти деньги, мы сумеем продержаться. Еду получаем из разных мест, экономим кое-как».
Каждый проживающий в Центре получает пособие в размере 19 000 драмов ($39.5): часть денег они отдают Центру на общие расходы, остальное оставляют себе.
Петросян говорит, что обращались во множество фондов, но помощи пока нет. Поиск средств в настоящее время продолжается.
Правозащитник Артур Сакунц заявил в беседе с Epress.am, что руководимый им ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи оказывает юридическую помощь нескольким жильцам Центра. По его словам, количество таких учреждений должно расти, они должны полностью заменить действующие психиатрические клиники, а не оказываться под угрозой закрытия, как в случае со спитакским домом ухода.