Главная / Армения / Для чего в Сюнике нужен губернатор-полицейский

Для чего в Сюнике нужен губернатор-полицейский

Решение премьер-министра Армении Никола Пашиняна о назначении губернатором Сюникской области бывшего замначальника полиции Унана Погосяна продолжает поднимать волну недовольства. 18 сентября на короткое время была заблокирована межгосударственная автомагистраль Иран-Армения. Снова протестовали несколько членов горисского офиса партии Пашиняна «Гражданский договор». Приводим статью Armtimes.com с некоторыми сокращениями.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос «почему на эту должность назначили Унана Погосяна», нужно изучить ситуацию в Сюнике. Эта область имеет некоторые особенности. Многие говорят, что она криминализирована. Однако это неверная характеристика ситуации. Не то, чтобы, гуляя по улицам Капана [административный центр области], людей грабят или убивают. Проблема находится в другой плоскости. Сюник вообще и Капан в частности живут в основном за счет горной промышленности, и в этом смысле, образно выражаясь, он богаче других областей и районов Армении. Однако эти рудники неизменно находились и находятся под контролем небольшой группы людей. Эта небольшая группа владеет большими, очень большими и теневыми финансовыми потоками. За счет этих ресурсов годами выстраивалась «пирамида», частью которой стало большое число местных.

Эта пирамида может с легкостью провалить любое решение центральной власти касательно Сюника. Речь, скажем, о таких решениях, которые вытекают из интересов государства, но затрагивают интересы группировки, расположившейся на вершине отмеченной пирамиды. Приведем образный пример. Скажем, принимается решение о проведении на сюникских месторождениях очень глубоких и объемных исследований, чтобы выяснить, верно ли расчитано количество цветных металлов в руде, выплачивались ли на протяжении прошлых лет налоги в соответствующем объеме, не «исчезли ли» миллионы долларов в направлении офшоров и т. д. И если члены группировки на вершине пирамиды почувствуют, что им угрожает опасность, что можно лишиться своего имущества и свободы, они могут в короткие сроки мобилизовать эту пирамиду и физически не допустить подобных проверок, просто перекрыть дороги и оказать сопротивление центральной власти. Причем, это будет представляться в качестве «общесюникского» «народного» бунта, обусловленного справедливыми и честными стремлениями. Можно не сомневаться, что вопрос исказят так тонко и мастерски, что не состоящие в этой пирамиде сюникцы даже не смогут определиться, ради чего они бунтуют.

До сих пор пирамида не демонстрировала эту свою силу по одной простой причине: в этом не было нужды. Раньше вопросы решались на основе «договоренностей» между губернатором Сюникской области и первым лицом государства. В результате губернаторы «теряли» часть своих астрономических сумм, и все были довольны и счастливы. Госбюджет терял огромные суммы, но это было несущественно.

Сейчас такие договоренности невозможны, и рано или поздно центральная власть Армении должна утвердить в области абсолютный контроль. Для этого есть два варианта. Либо во время сопротивления пирамиды нужно применить грубую силу, жестоко сломив сопротивление, либо власть шаг за шагом, без насилия будет демонтировать пирамиду с помощью назначаемых областных чиновников. Ключевое выражение — «назначаемые чиновники». Местные избираемые чиновники, по всей вероятности, либо будут составляющей частью этой пирамиды, либо со временем, невидимым даже им образом, срастутся с ней.

Такая угроза существует даже в случае назначения чиновников «из центра». К примеру, в разных общинах области назначаемые «из центра» чиновники полиции или прокуратуры очень легко могут попасть в различные ловушки, так как в целом в области своеобразная, очень своеобразная ситуация. Единственный способ избежать этого — наличие в области жесткого, упорного, сведущего представителя, также наделенного опытом оперативной работы, навыком сбора и анализа информации, который сможет полностью контролировать чиновников и — почему нет — будет для них немного «страшным». С этой точки зрения назначение Унана Погосяна губернатором Сюника, пожалуй, хорошее решение. Конечно, на чашу весов нужно положить прошлое Унана Погосяна и поставленную перед ним задачу.

Звучат опасения по поводу того, что Унан Погосян станет частью пирамиды, или он оказал новому правительству какие-то услуги, либо даже имела место продажа должности. Однако, если отказаться от эмоций, несомненно, можно зафиксировать, что ни одна из этих версий необоснованна. И можно утверждать, что волей вышеотмеченных обстоятельств Унан Погосян будет стремиться справиться с поставленной перед ним задачей наилучшим образом, образно говоря, будет из кожи вон лезть, чтобы оправдать свое назначение. А перспективы подкупа или сращения с пирамидой, мягко говоря, нереальны, так как, во-первых, таковы обстоятельства, во-вторых, он всегда будет находиться «под микроскопом», и он это прекрасно сознает.

Никол Пашинян не мог не расчитать того, что назначение на эту должность Унана Погосяна вызовет отрицательный резонанс особенно среди его сторонников, причем, самых активных. Тех, кто часто сталкивался с полицией в период своей многолетней борьбы. И если он пошел на такой шаг, значит, по всей вероятности, задача, которую необходимо решить, того стоит.

В воскресенье в Капане состоятся выборы мэра, и один из кандидатов — основной конкурент кандидата «Гражданского договора» — является представителем упомянутой пирамиды или, по крайней мере, ее протеже.