Под председательством премьера Армении Никола Пашиняна и президента Карабаха Бако Саакяна в Степанакерте состоялось совместное заседание Советов безопасности Армении и Арцаха. Основную тему повестки составила совместная оценка нынешней ситуации в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта и определение систематизированных действий.
В своем выступлении Пашинян назвал совместное заседание беспрецедентным событием за всю историю существования двух государств. «Это событие имеет очень символический и, с другой стороны, очень конкретный смысл. Это значит, что отношения Республики Армения и Республики Арцах вступают в качественно новый этап. Пожалуй, одна из важнейших тем сегодняшнего обсуждения касается того, какие проявления будет иметь этот этап в ближайшее время.
Это мой первый визит в Республику Арцах после парламентских выборов, прошедших в Армении 9 декабря 2018 года, и я хочу подчеркнуть, что на выборах блок «Мой шаг» получил от народа Армении мощный мандат для шагов, направленных на повышение уровня субъектности Республики Арцах и вовлечение Арцаха в переговорный процесс в качестве стороны конфликта. Эти пункты имели основное значение в предвыбоной программе блока «Мой шаг».
Правительство Армении и я, как премьер, получивший вотум доверия народа, буду предпринимать последовательные шаги в этом направлении, этот вопрос был и остается одним из важнейших пунктов переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Стоит подчеркнуть, что для нас вовлеченность Арцаха в переговорный процесс не каприз, а простая констатация того, что это имеет важное значение в вопросе карабахского урегулирования.
Эта позиция выражает наше уважение не только к народу Арцаха и его правам, но также ко всем нашим партнерам-участникам переговорного процесса, потому что мы действительно заинтересованы и хотим добиться исключительно мирного урегулирования вопроса и верим в переговорный процесс, эффективность которого для нас — важнейший приоритет, а с точки зрения эффективности переговорного процесса этот вопрос, как я уже отметил, имеет основное значение.
Известные до сих пор рамки переговоров, по сути, включают все заинтересованные стороны, кроме одной. В переговорах представлен Азербайджан в лице президента Алиева. Он, к слову, представляет также, как говорит он сам, азербайджанскую общину Нагорного Карабаха, потому что представители общины, будучи гражданами Азербайджана, участвовали в президентских выборах и, следовательно, наделили президента Азербайджана полномочиями представлять их, следовательно присутствие за столом переговоров президента Азербайджана обеспечивает также присутствие азербайджанцев, некогда проживавших в Карабахе.
В переговорах представлена также Республика Армении — в лице премьер-министра, который в данном случае выступает в качестве представителя, избранного народом Республики Армения. Следовательно, народ Армении также представлен в переговорном процессе.
В лице сопредседательства Минской группы ОБСЕ в переговорном процессе представлено и международное сообщество. Все это, конечно, хорошо и крайне важно, и мы высоко ценим усилия, приложенные и прилагаемые в процессе урегулирования странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Но основной вопрос заключается в следующем: кто в переговорном процессе представляет народ Арцаха или, как говорится в некоторых случаях, армян Карабаха? Дело в том, что сегодня в переговорном процессе нет представителя, наделенного легитимностью, полномочиями представлять арцахский народ, потому что за столом переговоров нет субъекта, наделенного полномочиями народом Арцаха или, как предпочитают говорить некоторые наши партнеры, армянами Карабаха.
Я неоднократно говорил, что премьер Армении не может выполнять такие полномочия по той простой причине, что народ Арцаха не участвует в выборах в Армении, не голосует, а значит, премьер Армении не входит в круг лиц, имеющих полномочия представлять арцахский народ. И это вопрос не каприза, предусловия, а простой легитимности, а легитимность в современных отношениях — основной фактор, не только во внутриполитических, но также в межгосударственных и международных отношениях.
Абсурдны все заявления о том, что посредством такой позиции Республика Армения или премьер снимают с себя ответственность и возлагают ее на власть или народ Арцаха. Во избежание спекуляций считаю необходимым отметить, что Республика Армения была, есть и будет гарантом безопасности Арцаха номер один и ее вовлеченность в мирный процесс будет продолжаться.
Нужно ответить и на другой важнейший вопрос: принимает ли правительство Армении выдвигаемые сопредседателями Минской группой ОБСЕ 3 принципа и 6 элементов в качестве основы переговорного процесса? Это действительно важнейший вопрос, но в ответ на этот вопрос мы должны дать важные разъяснения. А что могут означать эти принципы на деле и кому принадлежит право их комментировать? Это важно, потому что для нас неприемлемо то, как их интерпретирует Азербайджан. Мы, конечно, можем выступать с собственным комментарием этих принципов, но это бессмысленно, так как наша цель заключается не в словопрении, а в эффективном переговорном процессе. Следовательно, в основу переговорного процесса должны лечь констатации, исключающие разночтения. Но предложенные сопредседателями принципы, элементы, как я уже отметил, стали поводом для самых разных и самых пространственных комментариев, следовательно, важнейшей целью предстоящего переговорного процесса должно быть, так сказать, разъяснение основных понятий — 3 принципов и 6 элементов, и мы готовы к такому разговору.
Следующая важнейшая задача — подготовка народов к миру. Подготовка народов к миру не может быть отдельной задачей одного из вовлеченных в переговоры правительств, это совместная работа. То есть, к примеру, подготовка азербайджанского общества к миру должна происходить с участием не только властей Азербайджана, но и Армении. Именно осознание этого заставило меня осенью 2018 года выступить с трибуны Национального собрания Армении, по сути, с беспрецедентным для нашей реальности заявлением, сказав, что любое решение карабахского вопроса должно быть приемлемым для народа Армении, народа Арцаха и народа Азербайджана. Это мой вклад в подготовку к миру не только народов Армении и Арцаха, но и народа Азербайджана. К сожалению, мы не видим эквивалентных заявлений и шагов со стороны президента Азербайджана. Несмотря на это, я готов продолжать диалог не только с президентом Азербайджана, но и народом Азербайджана, потому что уверен: народ Азербайджана так же миролюбив, как народы Армении и Арцаха», — заявил Пашинян.