С раннего утра в понедельник, 19 августа, стартовало автошествие из Джермука в Ереван с целью поддержать участников встречи с премьер-министром Николом Пашиняном. Помимо членов армянского правительства и заинтересованных ведомств, на встрече присутствовали члены Советов старейшин общины Джермук, представители образовательных учреждений и санаториев, жители общин Горайк, Заритап, Джермук и члены Добровольной гражданской инициативы Армянский экологический фронт.
Обсуждение, в ходе которого Пашинян должен был представить подробности заведенного в связи с программой по Амулсарскому золоторудному месторождению уголовного дела и прокомментировать заключение международной экспертизы, опубликованной Следственным комитетом 14 августа, проходило за закрытыми дверями. Эксплуататором выступает «Лидиан Армения», экологи и местные жители уже долгие годы борются с эксплуатацией рудника, указывая на ряд негативных последствий от этой деятельности компании.
В то же время около двухсот человек собралось перед резиденцией президента, где проходила встреча, — поддержать джермукцев.
Уже через 40 минут после начала встречи из здания вышла Анна Шахназарян (Армянский экологический фронт). Она рассказала, что покинула встречу из-за избранного Пашиняном формата и принципиальных разногласий в связи с представленным им материалом. По словам Шахназарян, премьер представлял результаты опубликованной СК экспертизы так же необъективно, как ранее это сделал представитель Следственного комитета Юра Иванян (Пресс-конференция Иваняна закончилась протестом перед зданием правительства, который прошел 15 августа: тогда демонстранты требовали встречи с Пашиняном, чтобы выявить подлоги СК и представить ему «истинные результаты экспертизы». Подробности здесь). Свое решение бойкотировать обсуждение эколог объяснила нежеланием становиться участником представления.
Прежде, чем покинуть помещение, она, «с нарушением протокола», на высоких тонах пыталась представить свою позицию, на что Пашинян ответил призывом вывести эколога из помещения. Шахназарян заявила, что сама намеревалась покинуть встречу, и ушла.
Позже, уже зарегистрировавшись и выступив, ее примеру последовала другая представительница Фронта Ани Хачатрян. «Премьер верит во все то, что передали из СК. Верит и в некоторые вещи на уровне сплетен. Он сказал, что рисков нет, нет угрозы для водной системы, что нет никаких правовых оснований для прекращения деятельности рудника. Фактически он говорит, что рудник будут эксплуатировать.
Не были учтены мнения местных, не была дана оценка социально-экономическому воздействию на город Джермук, не было общественных слушаний, никто не спросил людей о том, хотят ли они иметь рядом с санаторием золотой рудик, ежедневно наблюдать из своего окна эти взрывы на руднике. Мы имеем право жить в чистой среде, и мы отстоим свое право. Что бы ни случилось, кто бы что ни говорил, рудник не будет открыт. Я и премьера предупредила: если новая власть хочет открыть месторождение, значит, они должны пойти по следам своих предшественников, подобно Кочаряну совершить 1 марта и ввести войска, но ничего не выйдет, потому что люди, свершившие революцию и посадившие его в это кресло, стоят ради Амулсара», — заявила Хачатрян уже перед собравшимися у здания людьми.
После окончания встречи с главой правительства люди решили провести обсуждение в расположенном неподалеку парке Национального собрания, чтобы обсудить ситуацию. У ворот, однако, полицейские выстроили живую цепь перед воротами парка, территория которого, как и в случае с офисом президента, с прошлого года по решению Пашиняна была открыта для всех желающих здесь погулять. Призывы демонстрантов были проигнорированы без объяснений.
В знак протеста люди решили выйти на проезжую часть дороги. Сначала полицейские потребовали разблокировать улицу, затем силой вытеснили демонстрантов. Задержали семерых. После потасовки люди решили перенести общественное обсуждение в парк подальше — близ памятника Сарьяну. Представив подробности встречи с премьер-министром, участники протеста договорились вернуться 20 августа в 19:00.