Армянская общественно-политическая мысль заделала все возможные щели для критики. Тем более отсутствует самокритика. На протяжении лет машина государственной пропаганды наделяла людей, все проигравших системе, одним-единственным — осознанием уникальности. Тоталитарная уникальность, уникальность исключающая, уничтожающая, уникальность, унижающая другого, иными словами, яд и гной уникальности, который разлагает тебя и которым ты разлагаешь других.
Да, когда тебя обобрали, отобрали все, что ты имел, сделали тебя уязвимым и беззащитным, сделали несчастным и, как необходимый для жизни корм, как бурду, тебе в глотку запихали твои уникальные, «особенно существенные» признаки, разжевали и дали их тебе, следя за тем, чтобы ты пропустил их через систему пищеварения, у тебя не остается иного выбора, кроме как превратиться в уникального зверя. Уникальность становится клиническим синдромом, но это единственное, что у тебя есть, единственное твое имущество, за которое ты цепляешься и которое защищаешь зубами.
Общества и люди, страдающие уникальностью, инфантильны и невменяемы. Они всегда ищут кругом виноватых и неспособны сменить субъективность на объективность. И в связи с этим – не в состоянии рефлексировать и стряхнуть с себя груз исключительных и положительных качеств. Этот синдром уникального превосходства распространился и пустил корни как на личном, так и на общественном уровне. Из-за него стало очень сложно, если не невозможно ставить под сомнение, касаться, обсуждать любое явление, способное подорвать самовосприятие положительного армянина.
Между черным и белым, добром и злом проставлена очень четкая линия, штатные мудрецы периодически рисуют и преподносят описательный портрет признаков. И эти портретные уникальные армяне очень толерантны и добры: проводили азербайджанцев, посадив их в автобусы, не подвергают дискриминации езидов, не геттоизировали молокан, не избивают и не убивают женщин, не забрасывают камнями ЛГБТ-людей, не травят угнетенного… Ничего подобного нет, не было, мы такого не видели и не слышали об этом.
И вот Служба национальной безопасности Республики Армения предупреждает, что «действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной розни, расового превосходства или унижение национального достоинства, считаются преступлением». Уголовный кодекс, статья 226. Это грозит гражданину Армении, езиду по национальности Сашику Султаняну, так как в Армении езид осмелился сказать, что подвергся дискриминации на национальной почве. То есть, что чувствует езид в Армении, что он думает, решать армянину.
«Действие, наносящее вред расовому превосходству…». Левым и правым армянофилам, интеллигенции, занятой сохранением нации, просветителям, грамотеям, спасителям и остальным нечего сказать по этому поводу?
Так привлеките к суду все власти Армении. Рассуйте по тюрьмам работников университетов, академий, воспитателей детских садов, школьных учителей, писателей, журналистов. За непрекращающуюся расистскую политику, проводимую денно и нощно. Или им можно распускать языки и оставаться безнаказанными? Можно 30 лет разжигать межнациональную вражду, провозглашать себя победителями и сведущими, а вот у проживающего в Армении езида нет такого права, ему нельзя говорить о дискриминации, которой он подвергается, он тут же превращается в преступника, в разжигателя межнациональной вражды.
Имейте стыд.
Гаянэ Айвазян, историк
из Фейсбука