Жители села Арцни, расположенного у армяно-грузинской границы, никогда не считались «героями, охраняющими границу», и не получали государственных льгот. Дорога здесь не ремонтировалась, автобусы не ездят, магазины и медпункт отсутствуют. Армии нет, журналисты не приезжают.
Местные вспоминают, как пересекали границу с Грузией, собирали в лесах дрова на зиму, обменивались с грузинами сельхозтоварами.
Но в 2011г. Правительство приняло решение о признании территории «приграничной зоной», появились каноны поведения, въезда-выезда, «пограничный режим». Прогулка в горах без географических карт может создать проблемы. Чтобы принести воду из родников, собрать чебрец, пасти скот, сельчане идут к южным склонам и не отходят далеко от села.
С появлением пограничного режима сельчане обязаны сообщать погранвойскам о наличии посетителей. Ничего другого не изменилось.
Люди надеялись, что пограничные силы помогут раскрыть кражу 21 коровы, но нет. Полицейские сослались на отсутствие в горах видеокамер. Мэрия Ташира выплатила владельцам пропавших коров символическую компенсацию.
Село газифицировано, но в качестве топлива используются кизяки. Вода — раз в два дня. Неподалеку есть источник, при необходимости воду приносят оттуда — ведрами.
«У детей руки удлинились — столько они в детстве воду таскали», — шутит сельчанка. Практически на всех домах установлены устройства для сбора дождевой воды, которую используют для купания.
В советские времена Арцни населяли азербайджанцы. В 90-х они продали свои дома или обменяли их с беженцами из Баку — удинами и армянами. Не получив другого жилья, беженцы так и остались здесь, большинство домов стали аварийными. Недавно к жителям села присоединилась также Сильва, вынужденная покинуть Степанакерт в 2023 году. В Арцни она прибыла, узнав, что на границе денежная помощь беженцам больше.