МИД Армении и Азербайджана подтвердили завершение переговоров по проекту мирного договора, Армения принимает предложения Азербайджана по двум несогласованным статьям проекта, документ готов к подписанию. Два упомянутых пункта, говорится в опубликованных ранее заявлениях сторон, касались взаимного отказа от международных исков и отказа от размещения на армяно-азербайджанской границе сил третьих стран.
Позже премьер-министр Армении Никол Пашинян ответил на вопросы журналистов. Основное из того, что он сказал:
— В мирном соглашении нет ни одного одностороннего положения.
— В мирном соглашении нет упоминаний о наблюдателях ЕС [речь о гражданской мониторинговой миссии ЕС, размещенной на границе двух стран, президент Азербайджана требовал ее устранения — ред.]. В соглашении есть положение о размещении сил третьих стран. Это означает, что после вступления в силу мирного договора ни Армения, ни Азербайджан не должны размещать [на границе] силы третьих стран.
— [О разблокировке коммуникаций и дороге через Мегри] Подход Республики Армения — это проект «Перекресток мира», и мы готовы реализовать то, что умещается в этом проекте. Я не только не исключаю, но подтверждаю: в рамках своей территориальной целостности, юрисдикции и суверенитета Армения готова разблокировать транспортные и экономические коммуникации, в том числе между западными районами Азербайджана и Нахичеваном.
— Мы готовы начать консультации о сроках и месте подписания мирного договора.
— Обсуждений по поводу изменения Конституции нет [глава МИД Азербайджана заявил, что следующим шагом должно стать изменение Конституции Армении и ликвидация Минской группы ОБСЕ-ред.]. После принятого в сентябре прошлого года решения Коснтитуционного суда стало очевидно, что в Конституции Армении нет территориальных претензий к Азербайджану или к какой-либо другой стране. Более того, мы считаем, что территориальные требования к Республике Армения есть в Конституции Азербайджана. Но на фоне всевозможных восприятий уже существует согласованный текст мирного договора. А он развеивает все отмеченные опасения. В предстоящих обсуждениях мы попытаемся поговорить на эту тему с Азербайджаном и понять, как они обосновывают свою позицию.
— Проанализировав текст мирного соглашения, мы пришли к выводу о том, что этот компромиссный текст, сформированный в результате 4 лет переговоров, может быть приемлемым для Республики Армения.
— В мирном договоре есть четкое положение: Армения и Азербайджан признают территориальную целостность, суверенитет друг друга, не имеют территориальных претензий друг к другу и в будущем не станут выдвигать таких требований.
— [В ответ на вопрос о «реваншистских заявлениях»] В договоре есть согласованное положение, что не должно быть действий, противоречащих логике мира, ни в Армении, ни в Азербайджане.
В текст мирного договора не попали самые спорные пункты переговоров.
Вопрос разблокировки коммуникаций обсуждается отдельно. Баку требует коридор, связывающий Азербайджан с Нахиджеваном и настаивает на контроле со стороны российской погранслужбы. Ереван отвергает коридорную логику, рассматривая дорогу в качестве транзитного пути, безопасность которого должна обеспечивать армянская сторона. К общему знаменателю стороны так и не пришли.
Параллельно с этим проходит процесс демаркации и делимитации границы, параметры этого процесса были обрисованы в принятом в прошлом году совместном заявлении.